Энциклопедия авто чайника

Как правильно «читать» дорогу


Видеть самому и быть видимым другим — в этой краткой формуле за­ключен важнейший принцип безопасности дорожного движения. Дей­ствительно, если вы не видите пешехода, идущего наперерез движению вашего автомобиля, и он смотрит совсем в другую сторону, то ни о какой безопасности не может быть и речи. А ведь подобные ситуации возникают очень часто. В чем же здесь причина?

Техническое совершенствование автомобилей за последние годы значительно опередило развитие возможностей человека по управле­нию ими. Информационная насыщенность современного дорожного движения и высокие скорости автомобилей значительно повышают требования к своевременному и правильному восприятию обстановки.

Органы зрения и механизмы зрительного восприятия у людей прак­тически не изменились за последние несколько тысяч лет. В условиях интенсивного городского движения у водителя все чаще наступает ин­формационная перегрузка — он начинает пропускать важную информа­цию, в результате чего принимает неверные решения, приводящие порой к дорожно-транспортному происшествию.

Можно ли считать причиной происшествий недостатки зритель­ных возможностей водителя и напряженность дорожного движения? Очевидно, нет. И вот почему.

В подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способ­ности и не переоценивал их. Для этого он должен управлять автомо­билем так, чтобы избежать ситуаций, требующих чудес восприятия, т.е. использовать свое зрение наиболее рациональным образом. Мно­гие водители даже не задумываются над тем, правильно ли наблюдают за дорогой.

Что же дают рациональные приемы наблюдения с точки зрения безопасности движения? Во-первых, возможность увидеть опасность заранее и избежать ее, имея необходимые для этого время и простран­ство. Во-вторых, гарантировать себя от пропуска важных объектов до­рожно-транспортной обстановки. И наконец, значительно уменьшить умственное и физическое напряжение, связанное с управлением авто­мобилем.

Зрение человека устроено так, что не позволяет ему с одного взгля­да воспринимать всю обстановку сразу. Чтобы осмыслить дорож­но-транспортную обстановку, надо сконцентрировать свое внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности управления автомо­билем элементах.



К ним относятся:

· дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика, дорожная разметка;

· дорожные условия;

· поведение и состояние других участников дорожного движения.

 

Хотя их расположение и характер в различных ДТС различаются, можно рекомендовать общие правила наблюдения за дорожно-транс­портной обстановкой.

Правильное наблюдение — это концентрация внимания в области центра пути движения своего автомобиля, рациональное чередование быстрых осмотров дорожно-транспортной обстановки с более длитель­ным рассматриванием наиболее важных объектов, постоянный кон­троль обстановки сзади и сбоку автомобиля.

Представьте путь движения своего автомобиля как полосу про­странства на дороге, равную ширине автомобиля и располагающуюся впереди него. Исследования показали, что опытные водители выдер­живают нужное направление движения своего автомобиля, ориентиру­ясь на область дороги вблизи центра пути движения.

Центр пути движения представляет собой условную точку, располо­женную впереди на пути движения автомобиля, в которой водитель хочет оказаться через определенный промежуток времени. Эта точка становится как бы целью движения в данный момент. Она постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля.



При наблюдении за различными элементами дорожно-транспорт­ной обстановки взгляд опытного водителя после фиксации на отдель­ных объектах или событиях постоянно возвращается в область центра пути движения. Его расположение зависит от условий движения. Обыч­но он находится посередине полосы движения, если автомобиль дви­жется по прямому участку дороги. При движении по подъему или закруглению дороги центр пути движения располагается в месте, где будет находиться автомобиль, когда водитель закончит прохождение данного участка дороги.