Энциклопедия авто чайника


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля








Скрытые дефекты дороги


Они представляют собой опасность, так как часто застают водителя врасплох.

Большую опасность представляет появление на дороге волнисто­сти, протяженность которой достигает 30–80 м. При высокой скоро­сти автомобиль, попав на такой участок, часто теряет управляемость и съезжает с дороги либо выезжает на полосу встречного движения. Продольная или под углом волнистость бывает завуалирована от глаз человека, поэтому водитель начинает ощущать ее действие, лишь по­пав на опасный участок. Разновидностью поперечной волнистости яв­ляется так называемая гребенка. На таком участке, который, кстати, часто встречается на затяжных спусках, в результате подскакивания и частых колебаний колеса автомобиля теряют управляемость, и у всех колес резко снижается коэффициент сцепления. Аналогичное явление возникает особенно часто на повороте, поэтому на такой дороге требу­ется дополнительно снизить скорость.

Помимо скрытых от глаз человека опасностей дороги, встречаются и другие, более явные. Среди них провалы полотна дороги (особенно после распутицы, дождей), глубокие ямы и др. Кроме потери управле­ния, эти дефекты дороги часто приводят при большой скорости к сильным повреждениям подвески. Опасны и незаметные плавные про­валы, когда при езде на большой скорости кажется, что автомобиль проваливается. При этом из-за сильной нагрузки подвеска часто ударя­ется об ограничители ее хода, водитель пугается и рефлекторно резко нажимает на тормоз, усугубляя опасную ситуацию, так как подвеска еще больше сжимается, теряет свой упругий ход. Если внимательно следить за поведением машины впереди, то можно всего этого избе­жать, заранее снизив скорость.

Часто причиной происшествия может явиться обманчивая обочи­на, которая осыпается при въезде на нее, и автомобиль может опро­кинуться. При съезде на грязную и покрытую толстым слоем песка (тонким слоем гравия) обочину с большой скоростью может произойти занос и съезд с дороги с опрокидыванием.

Итак, правильный анализ дорожно-транспортной обстановки — это умение выделять все важные объекты за очень короткие промежутки времени, равные 0,5–1 с; опознавать и анализировать признаки, харак­теризующие эти объекты, позволяющие судить о степени и характере опасности, связанной с ними.

Достижение этих целей требует знаний о том, какие объекты дорожно-транспортной обстановки представляют наибольшую опас­ность с точки зрения безопасности движения, местах их возможного расположения, признаках, характеризующих их. Однако этого недо­статочно, необходимы еще и практические навыки. Для их формиро­вания может быть использован метод комментируемого управления автомобилем. Он заключается в том, что обучаемый, управляя авто­мобилем, рассказывает инструктору о всех важных объектах, которые он обнаружил на дороге, и о том, на основе каких признаков он су­дит о степени их опасности. Инструктор, сидящий рядом, поправляет или дополняет его рассказ.

Таким образом инструктор выполняет и исправляет ошибки обучае­мого, которые трудно обнаружить, просто наблюдая за его поведением. Водитель, проходящий обучение по этому методу, сможет избавиться от рассеянности как при восприятии ДТС, так и при ее анализе.

Обучаемый должен рассказывать об увиденных им важных объек­тах и событиях как можно более кратко, используя минимальное коли­чество слов.

Обучаемый должен постоянно контролировать безопасность выбранной им траектории и скорости движения, т.е. курса движения своего автомобиля. При этом вслух он говорит: «Курс безопасный» или «Курс опасный». Если курс опасный, то надо отметить те объекты, из-за которых движение осложняется.

Представьте себя на месте водителя автомобиля. Проанализируйте важные события ДТС. При проведении анализа задавайте себе следу­ющие вопросы. Что данное событие или объект значат, с точки зрения безопасности движения? По каким признакам можно судить о степе­ни их опасности? После того как вы оценили, какие объекты представ­ляют наибольшую важность и как они могут повлиять на выбранный вами курс движения, можно решить, какие параметры и признаки вы­деленных объектов необходимо контролировать, чтобы подтвердить сделанные предположения о возможном развитии опасности.

Правильное и своевременное осознание водителем сложности и опасности ДТС, в свою очередь, определяется уровнем развития его навыков анализа дорожно-транспортной обстановки и ее предвидения. Водитель обнаруживает и реагирует значительно быстрее на те объек­ты и события, которые он заранее ожидал, т.е. вероятность появления которых в данной ДТС, по его мнению, большая. На неожиданные объекты и события он реагирует с запаздыванием. Обычно водители недооценивают события с малой вероятностью возникновения в дан­ной ДТС.

Например, появление пешехода из-за стоящего на безлюдной дороге автомобиля или появление автомобиля из-за крутого поворота на до­роге с малой интенсивностью движения. Лучший путь устранения та­ких ошибок — это предварительное изучение особенностей выбранного для движения маршрута, а также управление автомобилем по принципу «лучше лишний раз переоценить вероятность опасного события, чем стать его жертвой».