Энциклопедия авто чайника

Скрытые дефекты дороги


Они представляют собой опасность, так как часто застают водителя врасплох.

Большую опасность представляет появление на дороге волнисто­сти, протяженность которой достигает 30–80 м. При высокой скоро­сти автомобиль, попав на такой участок, часто теряет управляемость и съезжает с дороги либо выезжает на полосу встречного движения. Продольная или под углом волнистость бывает завуалирована от глаз человека, поэтому водитель начинает ощущать ее действие, лишь по­пав на опасный участок. Разновидностью поперечной волнистости яв­ляется так называемая гребенка. На таком участке, который, кстати, часто встречается на затяжных спусках, в результате подскакивания и частых колебаний колеса автомобиля теряют управляемость, и у всех колес резко снижается коэффициент сцепления. Аналогичное явление возникает особенно часто на повороте, поэтому на такой дороге требу­ется дополнительно снизить скорость.

Помимо скрытых от глаз человека опасностей дороги, встречаются и другие, более явные. Среди них провалы полотна дороги (особенно после распутицы, дождей), глубокие ямы и др. Кроме потери управле­ния, эти дефекты дороги часто приводят при большой скорости к сильным повреждениям подвески. Опасны и незаметные плавные про­валы, когда при езде на большой скорости кажется, что автомобиль проваливается. При этом из-за сильной нагрузки подвеска часто ударя­ется об ограничители ее хода, водитель пугается и рефлекторно резко нажимает на тормоз, усугубляя опасную ситуацию, так как подвеска еще больше сжимается, теряет свой упругий ход. Если внимательно следить за поведением машины впереди, то можно всего этого избе­жать, заранее снизив скорость.

Часто причиной происшествия может явиться обманчивая обочи­на, которая осыпается при въезде на нее, и автомобиль может опро­кинуться. При съезде на грязную и покрытую толстым слоем песка (тонким слоем гравия) обочину с большой скоростью может произойти занос и съезд с дороги с опрокидыванием.

Итак, правильный анализ дорожно-транспортной обстановки — это умение выделять все важные объекты за очень короткие промежутки времени, равные 0,5–1 с; опознавать и анализировать признаки, харак­теризующие эти объекты, позволяющие судить о степени и характере опасности, связанной с ними.

Достижение этих целей требует знаний о том, какие объекты дорожно-транспортной обстановки представляют наибольшую опас­ность с точки зрения безопасности движения, местах их возможного расположения, признаках, характеризующих их. Однако этого недо­статочно, необходимы еще и практические навыки. Для их формиро­вания может быть использован метод комментируемого управления автомобилем. Он заключается в том, что обучаемый, управляя авто­мобилем, рассказывает инструктору о всех важных объектах, которые он обнаружил на дороге, и о том, на основе каких признаков он су­дит о степени их опасности. Инструктор, сидящий рядом, поправляет или дополняет его рассказ.

Таким образом инструктор выполняет и исправляет ошибки обучае­мого, которые трудно обнаружить, просто наблюдая за его поведением. Водитель, проходящий обучение по этому методу, сможет избавиться от рассеянности как при восприятии ДТС, так и при ее анализе.

Обучаемый должен рассказывать об увиденных им важных объек­тах и событиях как можно более кратко, используя минимальное коли­чество слов.

Обучаемый должен постоянно контролировать безопасность выбранной им траектории и скорости движения, т.е. курса движения своего автомобиля. При этом вслух он говорит: «Курс безопасный» или «Курс опасный». Если курс опасный, то надо отметить те объекты, из-за которых движение осложняется.

Представьте себя на месте водителя автомобиля. Проанализируйте важные события ДТС. При проведении анализа задавайте себе следу­ющие вопросы. Что данное событие или объект значат, с точки зрения безопасности движения? По каким признакам можно судить о степе­ни их опасности? После того как вы оценили, какие объекты представ­ляют наибольшую важность и как они могут повлиять на выбранный вами курс движения, можно решить, какие параметры и признаки вы­деленных объектов необходимо контролировать, чтобы подтвердить сделанные предположения о возможном развитии опасности.

Правильное и своевременное осознание водителем сложности и опасности ДТС, в свою очередь, определяется уровнем развития его навыков анализа дорожно-транспортной обстановки и ее предвидения. Водитель обнаруживает и реагирует значительно быстрее на те объек­ты и события, которые он заранее ожидал, т.е. вероятность появления которых в данной ДТС, по его мнению, большая. На неожиданные объекты и события он реагирует с запаздыванием. Обычно водители недооценивают события с малой вероятностью возникновения в дан­ной ДТС.

Например, появление пешехода из-за стоящего на безлюдной дороге автомобиля или появление автомобиля из-за крутого поворота на до­роге с малой интенсивностью движения. Лучший путь устранения та­ких ошибок — это предварительное изучение особенностей выбранного для движения маршрута, а также управление автомобилем по принципу «лучше лишний раз переоценить вероятность опасного события, чем стать его жертвой».






Содержание раздела