Энциклопедия авто чайника

Наблюдение при перестроении


Порядок наблюдения при смене полосы движения в принципе тот же, что и при въезде на автомаги­страль. Проверяйте «слепые» зоны, собирайте как можно больше ин­формации об автомобилях, движущихся по вашей полосе, по соседней и по той, на которую вы собираетесь перестраиваться.

Особенно внимательными нужно быть при обгоне. Здесь требова­ния к вам повышаются: нужно держать в поле зрения и обгоняемый автомобиль, и встречный, и движущийся сзади вас.

Только видеть дорогу недостаточно, надо еще ее слышать. Не увле­кайтесь слушанием радиоприемника, «слушайте» лучше дорогу (во вся­ком случае, приемник, если уж он вам так нужен, должен звучать негромко, приглушенно, чтобы не отвлекать вас от вождения). Кста­ти, обгоняющий вас автомобиль вы скорее «услышите» по нарастающе­му шуму мотора слева.

Имейте в виду, что «плывущий» звук магнитофона, работающий с помехами радиоприемник, по данным зарубежных исследований, ока­зывают значительное влияние на внимание водителя, сильно рассеи­вая его. Прислушивайтесь к звуковым сигналам, свисткам, скрипу или визгу шин. Непривычный или резкий звук должен привлечь ваше вни­мание и заставить мобилизоваться, искать опасность и, может быть, приготовиться к действиям в критической ситуации.

Постоянное наблюдение необходимо вести за профилем дороги, а также типом и состоянием дорожного покрытия. Когда дорога прямая и ровная, она хорошо просматривается на достаточно боль­шом расстоянии. Если она поворачивает или ведет в гору (под гору), видимость становится ограниченной и опережающее наблюдение не­возможно. Поэтому внимательно следите за дорогой и предупрежда­ющими знаками, они заблаговременно предупредят вас об опасности, и вы сможете к ней приготовиться.

Тип и состояние дорожного покрытия имеют важное значение для безопасности движения. Какое покрытие — цементобетонное или гравийное? В хорошем ли состоянии дорога? Нет ли ям? При попада­нии колеса в выбоину рулевое колесо может выбить из ваших рук.

При движении по плохому покрытию почаще переводите взгляд на дорогу непосредственно перед автомобилем. Но не забывайте и о том, что надо еще смотреть и на 12 с вперед. Снизьте скорость, тогда вам будет легче совместить одно с другим и вероятность попадания в неприятную ситуацию значительно уменьшится.

О некоторых опасностях, связанных с дорогой, вас проинформи­руют предупреждающие знаки, но невозможно поставить знаки у каж­дой выбоины, так что следите сами, будьте внимательны. Итак, тип и состояние покрытия надо учитывать при выборе не только скорости, во и способа наблюдения за дорожной обстановкой.

Итак, мы рассмотрели общие принципы правильного Наблюдения, а теперь еще несколько слов о типичных проблемах начинающего водителя.

Начинающий водитель при восприятии обстановки ориентирует­ся в основном по ее отдельным деталям и не может создать целостной картины ДТС, что ведет к постоянным пробелам в его восприятии. Он часто забывает о необходимости наблюдения за обстановкой сбоку и сзади своего автомобиля. Поэтому в начальной стадии обучения необ­ходимо постоянное внимание.

Совершенствование процесса восприятия ДТС у начинающего водителя выражается в том, что он концентрирует свое внимание на наиболее существенных элементах обстановки, количество движений его глаз при ее осмотре и продолжительность фиксации взгляда со­кращаются. Он начинает смотреть значительно дальше вперед по ходу движения своего автомобиля.

Особая трудность для начинающих водителей заключается в том, что их ориентация в дорожном движении непосредственно связана с восприятием скорости. Все, что находится в поле зрения водителя, движется либо само по себе, либо относительно водителя. Обучать­ся правильному наблюдению необходимо начинать при небольших скоростях движения, постепенно переходя к более высоким ско­ростям.

Опытные инструкторы используют для формирования навыков на­блюдения метод вопросов. Его можно использовать как при управле­нии автомобилем в реальных условиях дорожного движения, так и при занятиях в классе. Вот некоторые из подобных вопросов: «Что вы должны увидеть в данной ДТС?», «Куда необходимо направить вни­мание прежде всего?», «Чем может быть отвлечено ваше внимание?»

Для водителей, имеющих определенный опыт управления авто­мобилем, обучение может быть направлено на развитие навыков на­блюдения более высокого уровня. Например, навыков восприятия дорожно-транспортной обстановки в критических ДТС с целью раз­вития умения в стрессовой обстановке за минимальное время прини­мать правильное решение.

 




Содержание раздела