Энциклопедия авто чайника


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля








Прогнозирование опасности


Для водителя в первую очередь важно уметь предвидеть возможные изменения дорожно-транспортной обстановки, в которой он дви­жется. Основой такого прогноза служат опыт водителя, его знания и та информация об обстановке на дороге, которую он получил с по­мощью наблюдения и анализа. Анализируя информацию, водитель только выделяет наиболее важные объекты и события, при прогно­зировании же он предполагает, как они будут влиять на безопасность движения.

Логически процесс прогнозирования можно представить как отве­ты на следующие вопросы. Что может произойти в ближайшем буду­щем? Что произойдет с большей вероятностью? Представляет ли это непосредственную или потенциальную опасность? Какова опасность ситуации в целом? Для примера рассмотрим конкретную ситуацию.

Например, вы движетесь на подъеме по незнакомой дороге. Других автомобилей не видно. Дорога впереди слегка уходит вправо, и поэто­му вы не можете видеть ее далеко вперед. Недалеко от обочины дороги растут деревья, что еще больше ухудшает обзорность.

Что может произойти? Впереди может оказаться перекресток. На этом перекрестке может находиться автомобиль, поворачивающий на дорогу, по которой вы движетесь. Навстречу вам может выехать автомобиль, завершающий обгон. За подъемом может начаться крутой спуск, и при движении по нему тормозной путь вашего автомобиля увеличится.

Теперь о том, что такое непосредственная опасность и чем она отличается от потенциальной. Непосредственная опасность — это опас­ность, которая очевидна и требует немедленных действий водителя. Например, ребенок может неожиданно выбежать на дорогу прямо пе­ред вашим автомобилем. Потенциальная опасность — это опасность, которая может со временем стать непосредственной. Например, стоя­щий около дороги пешеход может неожиданно начать переход дороги.

Поведение водителя в условиях опасности зависит от того, превы­шает ли она тот уровень, который он считает для себя допустимым. Если превышает, то водитель будет стараться своими действиями уменьшить опасность. Водители довольно сильно различаются с точ­ки зрения их готовности к риску, т.е. того, какой уровень опасности они считают для себя допустимым. Например, водитель может осо­знать опасность ситуации, но, считая, что он может легко с ней спра­виться, вести себя так, что его поведение значительно увеличит вероятность возникновения ДТП.

Уметь предвидеть — это не только умение видеть, где и какая опас­ность вас ждет, но и понимать, к какой конфликтной ситуации она может привести.

 

Можно условно выделить пять наиболее часто возникающих типов конфликтов.

1. Конфликт с транспортом, движущимся навстречу.

1.1. Встречное транспортное средство, поворачивая налево или разворачиваясь, выезжает на вашу полосу.

Признаки опасности: у встречного транспортного средства вклю­чен сигнал левого поворота; оно снижает скорость; оно перестраива­ется на левую полосу; справа пересечение с примыкающей дорогой; впереди место для разворота.

1.2. Встречное транспортное средство при обгоне или объезде неподвижного препятствия выезжает на полосу вашего движения.

Признаки опасности: узкая проезжая часть; впереди у левого края дороги стоит или медленно движется автомобиль; встречный автомо­биль приближается на большой скорости.

1.3. Встречное транспортное средство на повороте выезжает на по­лосу вашего движения.

Признаки опасности: встречный автомобиль движется с большой скоростью; крутой поворот; скользкая дорога; малая ширина проез­жей части. Выявить и устранить эти конфликты заранее можно, если наблюдать за обстановкой на встречной полосе на большом расстоя­нии и выявлять признаки опасности.