Энциклопедия авто чайника

конце суженного спуска. Сверху




Особенно опасен поворот в конце суженного спуска. Сверху из-за искажения в восприятии водитель не может точно определить кривиз­ну поворота в конце спуска, поэтому реальные условия могут застать его врасплох. На таких участках водители часто не могут вписаться в поворот, теряют управляемость.

Подъемы и спуски также являются неблагоприятными участками движения автомобилей, причем зависимость прямая: чем круче подъем или спуск, тем выше аварийность. Подъемы опасны тем, что автомоби­ли из-за неправильного выбора предшествующего режима движения не могут преодолеть подъем, иногда скатываются назад из-за отказов тормозной системы иди скользкой дороги и т.п. Кроме того, подъемы опасны из-за ограничения видимости на переломе подъема.

Спуски опасны в основном тем, что автомобиль под действием силы тяжести стремится увеличить скорость. Кроме того, водители на спусках неправильно оценивают скорость своего автомобиля (обыч­но меньше, чем на самом деле) и других автомобилей. Часто тормо­жения двигателем (вспомогательным тормозом) бывает недостаточно, приходится применять рабочую тормозную систему. На продолжитель­ных крутых спусках, если часто пользоваться колесным тормозом, он может отказать из-за перегрева тормозных барабанов. Совершенно недопустимо на крутых спусках использовать накат.

ДТП на подъемах и спусках в основном происходят при вынужден­ной остановке, скатывании назад, столкновении при обгоне, превыше­нии безопасной скорости движения па затяжных спусках, применении экстренного торможения на спусках. Места дорожных происшествий сосредоточиваются в конце подъемов, на выпуклых вертикальных кри­вых, на поворотах в конце спуска или подъема. Сужения дороге застав­ляют водителя снижать скорость.

Особенно опасны неожиданные сужения дороги, о которых води­тель не был предупрежден. Часто ДТП случаются на мосту во впади­не, когда водитель на большой скорости съезжает под уклон. Здесь также происходит неправильная оценка габаритов встречного транс­порта и ширины проезжей части, поэтому возникает боковое столк­новение.

Следует различать реальные сужения дороги (ремонт и т.п.) и мни­мые, воспринимаемые водителем в силу некоторых особенностей его характера. К примеру, на мосту ширина проезжей часть может быть равной остальным участкам, однако из-за особенностей восприятия водители фактически чувствуют себя здесь более стесненными. Ана­логичный эффект возникает на участках с высокими ограждениями, бордюрами и т.п., от которых водитель удаляет автомобиль тем больше, чем выше ограждение и скорость движения.

Кроме того, дорога становится уже с увеличением скорости пото­ка, так как водитель рефлекторно сдвигается дальше от края проез­жей части. При встречных разъездах на высокой скорости водители также стремятся оставить побольше интервал между машинами.

Следует также учитывать, что человеческий глаз оценивает ширину дороги в зависимости от высоты расположенных рядом с ней верти­кальных сооружений по отношению к проезжей части. В результате одна и та же ширина дороги может восприниматься водителем как разная. Не учет этого фактора некоторыми водителями ведет к столк­новениям со встречным транспортом из-за ошибок в оценке ширины проезда. Пересечения дорог могут быть в одном, двух или нескольких уровнях. Безопасность движения на пересечениях дорог в одном уров­не в значительной степени зависит от обеспечения видимости и обзор­ности на них.

Особенностью пересечений дорог в одном уровне является пересе­чение траекторий движения автомобилей с различных направлений, образуются конфликтные точки — потенциальные места ДТП.

На безопасность движения на пересечениях значительное влияние оказывают углы пересечения потоков движения. Исследования пока­зывают, что наиболее безопасны пересечения, расположенные под ос­трым углом (50–75°). В этом случае водителю обеспечивается и лучший обзор, и условия для оценки обстановки движения.

Однако слишком острый угол примыкания (40°) становится опасен, так как автомобиль часто въезжает на новую дорогу, не снижая скоро­сти (с ходу), при этом водитель часто неправильно оценивает траекто­рии движения конфликтующих автомобилей. В этих случаях повышают безопасность получаемые в последнее время распространение поло­сы разгона и торможения, позволяющие плавно встраиваться в поток.

Еще большую безопасность обеспечивают транспортные развязки в разных уровнях, где число конфликтных точек сведено к минимуму.

Опасным местом является пересечение автомобильных и железных дорог. На железнодорожных переездах, особенно неохраняемых, про­исходит до 40% от общего числа происшествий на железных дорогах. Частая причина столкновений — плохая видимость и обзорность на уча­стке железнодорожного переезда.

Устройство направляющих островков, широких разделительных полос и обочин, краевых полос, кюветов с пологими откосами, а также ограждений на опасных участках значительно повышает безопасность дорог.

 




Содержание раздела