Основы мастерства


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля






Рис.21. Выход из неуправляемого заноса вращением:





  1. автомобиль идет с большой скоростью по дороге с низким коэффицентом сцепления (лед, плотно укатанный снег и т.п.);
    начало заноса. Чуть отпустить педаль "газа" и одновременно начать поворот руля в сторону заноса в строгом соответствии со скоростью вращения машины (передние колеса все время отслеживают направление движения);
  2. колеса вывернуты до упора, но угол заноса продолжает увеличиваться, превышает критический, начинается вращение. Прибавить "газ" и приготовиться к работе в следующей фазе;
  3. угол вращения приближается к 180°. Отпустить педаль "газа", одновременно выжать сцепление и повернуть колеса в другое крайнее положение;
  4. угол вращения превысил 270°, приближается момент, когда передние колеса будут направлены по ходу движения. Начало этой фазы зависит от предельного угла поворота колес. Необходимо прибавить "газ", плавно отпустить сцепление и сориентировать передние колеса по направлению движения;
  5. автомобиль, вращаясь, минует нейтральное положение и останавливается в предельном угле отклонения. Действия полностью совпадают с теми, которые приведены в аналогичной ситуации при заносе на прямой.
3. Угол заноса продолжает увеличиваться, хотя колеса уже вывернуты до упора в ограничители. Начинается вращение. Чуть прибавьте "газ".

4. Угол вращения приближается к 180°. Отпустите педаль "газа", одновременно выжмите и выверните колеса в другое крайнее положение.

5. Угол вращения превысил 270°. Момент крайне ответственный. Фаза его начала для каждого автомобиля индивидуальна и зависит от предельного угла поворота колес: чем он больше, тем раньше надо начинать действовать и больше шансов для успеха. Это видно из схемы. Как только передние колеса встали по направлению движения (определить этот момент - самое сложное, поэтому лучше чуть опередить события, чем промедлить), следует одновременно прибавить "газ" до необходимого уровня, плавно отпустить сцепление и начать синхронный с вращением автомобиля поворот руля.

Далее развивается ситуация, характерная для нейтрализации заноса на прямой: передние колеса постоянно направляются по ходу движения, обороты двигателя умеренные. Если вращение после 360° не перешло в обыкновенный занос, то все повторяется сначала.

Начинать тренировки следует с малых скоростей, проводить их на широкой площадке. При этом следует постоянно помнить, что только полнейший автоматизм действий позволит спортсмену вовремя сориентироваться в конкретной ситуации и, учитывая ее особенности, достичь желаемого результата.

В тех случаях, когда занос возник на дороге с более высоким коэффициентом сцепления, можно смело действовать рулем и "газом". Например, под колесами рыхлый снег (при условии, что под ним нет льда), плотный грунт с небольшим слоем песка или гравия, мокрый асфальт во время летнего дождя ( если нет больших луж), тогда нужно быстрым и уверенным поворотом руля "погасить" всякую попытку к заносу.

Действия водителя в любой из разновидностей заноса - вращение вокруг передней оси, задней оси и центра тяжести автомобиля - одинаковы.

И в завершение этой важной темы рассмотрим три конкретные, часто встречающиеся ситуации.