Прохождение ипподромного поворота в заносе с контактным торможением:

- подход (прямая передача, скорость - 140 км/ч);
- контрсмещение и третья передача (без торможения);
- движение в заносе с увеличивающимся углом;
- касание снежного отвала задним правм крылом (колеса выворачиваются влево, "газ" не сбрасывается);
- автомобиль разворачивает, скорость снижается, но благодаря заблаговременно вывернутым влево колесам, машина опять ставится в занос, и руль возвращается в прежнее положение;
- движение в заносе с упором колес в снежный отвал и выход.
Наиболее трудными, а подчас и опасными, являются сложносочлененные повороты, у которых крутизна дуги по ходу движения все время увеличивается. Спортсмены называют их "поворот с доворотом". Трудность их заключается в том, что уже в процессе движения по кривой требуется активное торможение. Осуществляется оно тремя уже известными способами: посредством рабочего тормоза, скольжением (сносом) и увеличением угла заноса. Прохождение сложносочлененных поворотов осуществляется применением основных элементов техники, а остальное определяется схемой поворота, его покрытием и многими другими условиями, которые все предусмотреть невозможно. Единственное, что следует подчеркнуть, если покрытие и подготовка автомобиля позволяют двигаться в управляемом заносе, то его применение дает зачастую неоспоримое преимущество. Увеличивая угол заноса, гонщик одновременно снижает скорость движения и направляет большую часть мощности двигателя на нейтрализацию центробежной силы. Поясним сказанное на конкретном примере.
Ралли "Русская зима". Советская и чехословацкая команды имеют перед последним стартом равное количество очков. И вот в условиях, позволяющих развивать высокие скорости, когда более легкие и динамичные "шкоды" имеют преимущество над нашими "ладами", лидеры сборной СССР выигрывают у. своих именитых соперников. Немалый вклад в эту победу внесли секунды, отвоеванные в повороте, о котором пойдет речь. Его геометрия представляла собой сложную комбинацию - левый 2-3-3-5 (рис. 45). После длинного прямолинейного участка, позволяющего даже зимой развить максимальную скорость, дорога плавно изгибалась, затем крутизна возрастала, и следующий участок напоминал ипподромную кривую, а завершал ее резкий доворот на 90°, который выводил на узкий крутой подъем.


