Основы мастерства
ЭЦП сбербанк-аст и ртс-тендер


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля






Автомобиль в повороте


    Классификация поворотов
    В современных шоссейно-кольцевых в трековых автогонках на победу может рассчитывать только тот спортсмен, который при прочих равных условиях знает наизусть всю трассу: геометрию поворотов, особенн...
    Рис.23. Классификация поворотов:
    по углу; по углу и кривизне. Классификация поворотов началась с попыток разбить их по геометрическому признаку ( рис. 23.1 ), где, например, "правый пятый" соответствовал повороту вправо под углом...
    Таблица 2. Сравнение систем классификации поворотов по скорости и технике прохождения
    Категория сложности поворота по технике его прохождения Категория сложности поворота по скорости его прохождения Максимальная скорость автомобиля (км/ч) на входе в поворот Элементы техники прохожд...
    Траектория движения и ее фазы
    Важным моментом движения в повороте является правильный выбор траектории. Многие считают оптимальным вариантом траекторию, представляющую собой дугу окружности наибольшего радиуса, полагая, что ма...
    Рис.24. Возможные формы траектории движения автомобиля в повороте:
    традиционное; с опережением; с запаздыванием (глубокий вход). Точками отмечены места качания внутренней границы дорожного полотна. Элемент "глубокий вход" (см. рис. 24.3 ) выполняется следующим об...
    Рис.25. Фазы прохождения поворота:
    подход; вход; движение по дуге; выход;...
    Фаза подхода
    характеризуется снижением скорости до оптимальной, соответствующей геометрии поворота, и выходом на внешнюю его сторону, что обеспечивает минимальную кривизну траектории и максимальную скорость дви...
    Фаза входа в поворот.
    Теоретически все выполняется достаточно просто - поворот колес на угол, обеспечивающий движение по криволинейной траектории, автомобиль принимает маневр, и начинается следующая фаза. Но на практике...
    Фаза криволинейного движения.
    Если внимательнее рассмотреть полученную кривую, то нетрудно заметить, что она состоит из двух элементов: дуги постоянного радиуса - от момента входа до точки касания внутренней части поворота (см....
    Фаза выхода
    включает в себя переход к прямолинейному движению и выравнивание автомобиля. Практика показала, что в этой фазе чаще всего сказываются ошибки в движении по кривой, проявляются они в виде заноса. Ка...
    Рис.26. Прохождение поворота вкатыванием:
    начало кривой поворота; конец торможения и поворот руля на угол, обеспечивающий движение по дуге постоянного радиуса без сноса передней и заноса задней осей; движение по дуге постоянного радиуса;...
    Силовым скольжением
    ( рис. 27 ) отличается от вкатывания фазой входа. Она выглядит так: в момент наибольшего сцепления колес с покрытием выполняется поворот руля на угол, который при обычных условиях (движение без ско...
    Рис.27. Прохождение поворота силовым скольжением:
    начало кривой поворота; конец торможения и поворот руля на угол, обеспечивающий срыв передней и задней осей в скольжение; движение по дуге постоянного радиуса с контролируемым скольжением передней...
    Управляемом заносе
    ( рис. 28 ) применяется для достаточно крутых поворотов и участков с низким коэффициентом сцепления: снег, грязь, грунт, гравий... При специальной подготовке этот прием намного безопаснее вкатывани...
    Рис.28. Прохождение поворота в управляемом заносе:
    начало кривой поворота; конец торможения и вход в управляемый занос; движение с управляемым заносом по дуге постоянного радиуса; начало разгона автомобиля с одновременным распрямлением траектории...
    Упражнение 1.
    "Срыв" автомобиля в произвольный занос. Все тренировки проходят на ровной площадке, покрытой льдом или утрамбованным снегом. Двигаясь с внешней стороны размеченного квадрата (20х20 м), необходимо в...
    Упражнение 2.
    "Срыв" автомобиля в дозированный занос. Когда спортсмен научился уверенно срывать автомобиль в занос, следующим этапом обучения должно быть приобретение навыка в получении заноса нужной величины. Д...
    Упражнение 3.
    Выравнивание автомобиля из произвольного заноса. Двигаясь по тому же квадрату на первой передаче, выполнять повороты, доводя резким открытием "газа" занос почти до критического (на грани разворота...
    Упражнение 4.
    Удержание автомобиля на дуге поворота с заданным углом заноса. Квадрат тот же, передача - первая. У вершины фигуры перевести автомобиль в занос. Затем, применяя переменное дросселирование, компенса...
    Упражнение 5.
    Движение по кругу произвольного радиуса. Разогнать автомобиль до второй передачи, ранее изученными приемами перевести его в занос и попытаться удержать на дуге поворота, двигаясь по кругу. Здесь за...
    Упражнение 6.
    Произвольное изменение угла заноса на дуге. Выполнить разгон до второй передачи и перевести автомобиль в занос, двигаясь по кругу произвольного радиуса, но не выходить за пределы диаметра 40-45 мет...
    Упражнение 7.
    Перевод автомобиля в занос при помощи контрсмещения. Этот прием заключается в выполнении предварительного маневра, дестабилизирующего, как бы раскачивающего автомобиль в противоположную повороту ст...
    Рис.29. Вход в управляемый занос контрсмещением:
    вход в поворот; захлестывающий дестабилизирующий маневр; срыв задней оси; движение в заносе; Автомобиль двигается на второй передаче по стороне квадрата 30х30 м. Перед его вершиной произвести быст...
    Упражнение 8.
    Прохождение поворота большого радиуса в заносе. Произвести разгон до третьей передачи, перевести автомобиль в занос одним из известных способов и двигаться по дуге эллипса, не снижая скорости. Закл...
    Торможение в повороте
    При обучении водителей, как правило, им говорят, что излишнюю скорость необходимо гасить до поворота. Но на практике, а в автоспорте особенно, часто бывает так, что автомобиль, уже выйдя на дугу п...
    Вариант 1.
    При вкатывании, когда автомобиль идет без заноса задней оси, необходимо использовать плавное торможение. Особенность его заключается в мягкости и четком дозировании усилий на педали, которое бы иск...
    Вариант 2.
    При движении в управляемом заносе для снижения скорости достаточно поставить автомобиль под большим углом ( рис. 30 ), но здесь есть опасность превысить критическую величину и сорвать автомобиль в...
    Рис.30. Торможение в повороте путем увеличения угла заноса:
    начало кривой поворота; конец торможения (скорость выше оптимальной) и начало поворота руля; при входе на дугу следует самопроизвольный срыв в занос; переход к управляемому заносу; увеличение угла...
    Вариант 3.
    Торможение скольжением четырех колес. Способ прохождения поворотов "силовое скольжение" основан на этом принципе. В частном случае может использоваться для гашения излишней скорости. Этот способ то...
    Рис.31. Торможение в повороте скольжением (сносом) четырех колес:
    начало дуги поворота; конец торможения (скорость выше оптимальной) и начало поворота руля;; вход дна дугу сопровождается появлением самопроизвольного сноса передней оси; увеличение угла скольжения...
    Категория 0.
    Визуально такой поворот просматривается от входа до выхода и представляет собой чаще всего незначительный излом на прямолинейном участке дороги. Геометрия поворота - угол до 11°, скорость прохожден...
    Рис.32. Техника прохождения поворотов категории 0:
    прохождение правого поворота категории 0 с последующим левым по внутреннему радиусу (кратчайшим путем); прохождение правого поворота категории 0 по траектории, обеспечивающей оптимальный заход в п...
    Категория 1.
    Визуально поворот этой категории, как и предыдущей, просматривается полностью от входа до выхода ( рис. 33 ). По геометрии его крутизна колеблется от 11 до 22°, скорость прохождения 150-130 км/ч, т...
    Рис.33. Техника прохождения поворота категории 1:
    сброс "газа"; поворот управляемых колес (в случае завышения скорости при увеличении подачи топлива в этой фазе автомобиль может потерять управление и выйти за пределы поворота по траектории Б); на...
    Ситуация 1.
    Спортсмен прекрасно выполнил подход к повороту, точно в нужном месте сбросил "газ" и, повернув руль, направил машину на первоначальную дугу траектории. Автомобиль пошел по заданной кривой, но тольк...
    Категория 2.
    Включает сложные и опасные повороты. Хотя все они еще просматриваются целиком, но крутизна их уже достаточно велика ( рис. 34 ). Скорость прохождения 140-110 км/ч, она требует при подходе активной...
    Рис.34. Техника прохождения поворота категории 2:
    конец торможения; поворот управляемых колес; начало кривой поворота; движение по дуге постоянного радиуса; уменьшение угла поворота управляемых колес и плавное увеличение подачи "газа". Техника пр...
    Вариант 1.
    Сухой асфальт или бетон. Скорость на подходе к повороту превышает оптимальную на 15-20 км/ч. Торможение в этом случае осуществляется левой ногой. Спортсмен в этой ситуации выполняет следующие дейст...
    Вариант 2
    можно представить тремя разновидностями. Первая - слишком большой перепад скоростей (50-70 км/ч) между максимальной на подходе к повороту и оптимальной для начала маневра, коэффициент сцепления выс...
    Категория 3.
    Геометрия поворота - угол 30-45°, скорость прохождения - 120-90 км/ч. техника управления - IV передача, тормоз, III передача. Главной отличительной чертой этой скоростной категории является то, что...
    Рис.35. Техника прохождения поворота категории 3 вкатыванием:
    начало кривой поворота; конец торможения; поворот управляемых колес; движение по дуге постоянного радиуса; уменьшение угла поворота управляемых колес и плавное увеличение подачи "газа". Рассмотрим...
    Категория 4.
    Крутизна поворота - от 45 до 60°, скорость движения-100-70 км/ч, техника прохождения - IV передача, тормоз, III передача ( пяткой с торможением), тормоз ( рис. 36 )....
    Рис.36. Техника прохождения поворота категории 4 вкатыванием:
    начало кривой поворота; конец томожения; поворот управляемых колес; движение по дуге постоянного радиуса; уменьшение угла поворота управляемых колес и плавное увеличение подачи "газа". Самая распр...
    Вариант 1
    - раннее торможение. Минимальные потери будут в том случае, если мгновенно отпустить педаль тормоза. На большой скорости ошибка будет исправлена за долю секунды. Затем, начав опять максимальное по...
    Вариант 2
    - нормальное или позднее торможение. Рассмотрим только критическую ситуацию. Начать следует с того, что необходимо предельно собраться, подавить беспокойство и суетливость. Надо четко осознать, что...
    Категория 5.
    Крутизна поворота - от 60 до 90°, скорость прохождения 80- 60 км/ч, техника прохождения - IV передача, тормоз, III передача, тормоз, II передача ( рис. 37 )....
    Рис.37. Техника прохождения поворота категории 5:
    начало кривой поворота; конец томожения; поворот управляемых колес; движение по дуге постоянного радиуса; уменьшение угла поворота управляемых колес и плавное увеличение подачи "газа". Это самый р...
    Категория 6.
    Скорость меньше 60 км/ч. Повороты этой категории встречаются довольно редко, как правило, требуют оригинального подхода. Но надо помнить и о том, что импровизировать в очень крутых поворотах без со...
    Рис.38. Техника прохождения поворота категории 6:
    начало кривой поворота; конец томожения; срыв задней оси автомобиля в занос; движение в управляемом заносе по дуге постоянного радиуса; выход. В следующем примере усложним задачу: рассмотрим движе...
    Рис.39. Прохождение "обратных" поворотов категории 6 на подъеме:
    начало кривой поворота; конец томожения; поворот управляемых колес; движение по кривой постоянного радиуса, уменьшение угла поворота управляемых колес и плавное увеличение подачи "газа"; выход. Ис...
    Рис.40. Прохождение "обратных" поворотов категории 6 на спуске.
    Этот способ, кроме хорошей подготовки, требует и определенной смелости. Открыть "газ" перед поворотом на спуске психологически не очень-то легко - вдруг не удастся сорвать автомобиль в занос. Если...
    Рис.41. Прохождение "обратных" поворотов категории 6 с использованием ручного тормоза.
    С началом маневра одновременно выключается сцепление, а рычаг ручного тормоза сильно берется на себя - на скорости 20-30 км/ч этого вполне достаточно для разворота на 180° даже на асфальте. Но в б...
    Рис.42. Прохождение сложного поворота категории 3-3-3.
    Это правило продиктовано прежде всего условиями безопасности. Практически повороты, идеально прописанные одним радиусом, не встречаются, и даже при постоянной крутизне могут изменяться наклон проф...
    Рис.43. Прохождение ипподромного поворота:
    классическим способом; движение в управляемом заносе с упором. Виртуозного исполнения наиболее скоростного варианта добился Николай Больших ( рис. 44 ). Автомобиль на четвертой передаче (скорость...
    Рис.44. Прохождение ипподромного поворота в заносе с контактным торможением:
    подход (прямая передача, скорость - 140 км/ч); контрсмещение и третья передача (без торможения); движение в заносе с увеличивающимся углом; касание снежного отвала задним правм крылом (колеса выво...
    Рис.45. Пример прохождения сложного поворота раллистами в зимних условиях:
    подход на максимальной скорости; контрсмещение (без предварительного торможения); движение с малым углом заноса; ударное включение третьей передачи; увеличение угла заноса; движение с большим угло...
    Вариант 1.
    Полный S-образный поворот, состоящий из двух одинакового радиуса ( рис. 46 )....
    Рис.46. Прохождение s-образных поворотов с двумя одинаковыми радиусами без переходной прямой.
    Вариант 2.
    Полный S-образный поворот, включающий переходную прямую ( рис. 47 )....
    Рис.47. Прохождение s-образных поворотов с двумя одинаковыми радиусами и переходной прямой между ними.
    Вариант 3.
    Неполный S-образный поворот ( рис. 48 )....
    Рис.48. Прохождение неполных s-образных поворотов.
    По технике управления отличие от стандартных простых поворотов заключается в том, что второй элемент поворота лишен фазы подхода, и поэтому выход из первого элемента полностью определяет геометрию...