Энциклопедия авто чайника


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля








Психология общения с ГИБДД


Для большинства автомобилистов общение с инспектором ГИБДД — событие неприятное. Но если научиться правильно строить отноше­ния, то неизбежные встречи с блюстителями порядка на дорогах пере­станут быть для нас источником ненужных переживаний.

Американский психолог Аллан Пиз предложил свой вариант обще­ния с инспектором. Если вас остановил дорожный полицейский, счи­тает Пиз, необходимо немедленно выйти из машины и самому подойти к представителю власти — «на его территорию». Этим вы проявляете уважение, и, по теории, он должен отнестись к вам более благосклонно. Подойдя к полицейскому, постарайтесь пригнуться, чтобы казаться ни­же него ростом. Таким образом вы как бы принижаете свой социаль­ный статус. А дальше начинайте оправдываться, распишитесь в своей глупости и безответственности и, наоборот, отметьте бдительность и добросовестность полицейского. Затем попросите умоляющим голо­сом не штрафовать вас, повернув руки ладонями вверх. Этот жест вы­ражает открытость и лояльность. В результате инспектор проникнется к вам доверием, убедится, что вы совершили нарушение по оплошно­сти, в чем искренне раскаиваетесь. Как уверяет Аллан Пиз, дорожный полицейский вас отечески пожурит и отпустит без штрафа на все четы­ре стороны, пожелав доброго пути.

Будут ли эти рекомендации работать в наших условиях? Мнение протестированных российских автомобилистов оказалось единодуш­ным: благодарность за проявленную бдительность будет воспринята сотрудником ГИБДД как глумление и издевательство, а просьба не вы­писывать штраф скорее всего вызовет отвращение к нарушителю. То есть эффект от этих манипуляций будет прямо противоположным.

Итак, общение водителя и инспектора у «нас» и у «них» строится по разным законам, в силу чего подобные рекомендации у нас не рабо­тают. Да и для «них», на самом деле, толку от подобных советов немного. В Америке и во многих европейских странах дорожное за­конодательство настолько жесткое по отношению к нарушителям, что никакая «невербалка» не поможет. К сожалению, в России отношения власти с отдельно взятой личностью строились, как правило, на по­давлении и унижении, с одной стороны, и на враждебности и непри­язни — с другой. Поэтому наш человек будет первым делом стремить­ся оградить свое собственное достоинство. Но отрицать огромное зна­чение невербального общения не стоит. Вспомните, ведь даже проезжая мимо стоящих у края дороги инспектора и водителя, по их жестам и позам вы почти безошибочно определяете тональность разго­вора. И как бы ни были разнообразны индивидуальные стили поведе­ния, их можно свести к трем основным: агрессивный, уверенный и неуверенный.

Агрессивный стиль в большей мере свойственен мужчинам. Агрессор всегда на войне, он бессознательно готов вступить в схватку. Это, есте­ственно, отражается на его стиле вождения, поэтому поводов для обще­ния с сотрудниками ГИБДД у него предостаточно. В общении с инспектором Агрессор старается еще больше увеличить свою значи­мость. Он широко жестикулирует, пристально смотрит в глаза, сокра­щает дистанцию, наступая на собеседника. Говорит громким голосом, позволяя себе срываться на крик, угрожающие заявления, язвитель­ные шутки. На сотрудника ГИБДД подобный стиль поведения обычно действует как красная тряпка на быка. Инспектор считает себя хозяи­ном положения, и агрессивное поведение может бессознательно восприниматься им как нападение. А способов активной защиты у со­трудника ГИБДД предостаточно: проверка на алкоголь, техническое состояние, комплектность аспирина в аптечке и т.д. и т.п. Обычно вся эта история заканчивается штрафом в максимальном размере и эмоци­ональным перевозбуждением.

Агрессивное поведение характерно и для женщин, считающих себя надежно защищенными своим личным или чужим (мужа, друга, отца) социальным статусом. В общении с сотрудником ГИБДД они всячески стараются подчеркнуть эту статусную разницу. Проявляется это в же­стах и мимике, выражающих надменность и пренебрежение. Словесно такие женщины пытаются принизить инспектора, выразить глубочай­шее свое к нему презрение. Но тем не менее они готовы немедленно заплатить, чтобы отделаться от раздражающей ситуации. Обычно это стоит недешево, ведь платить приходится и за нарушение, и за статус.

Неуверенный стиль поведения чаще всего характерен именно для женщин. Ведь дамам до сих пор приходится доказывать окружающим, в том числе и инспекторам, что они являются полноправными участ­никами дорожного движения. «Робкие» женщины стараются не выхо­дить из машины, оставаясь под защитой своей территории. Предпочи­тают не смотреть в глаза, говорят тихим голосом, сбиваясь и путаясь в объяснениях. Они стремятся поскорее закончить этот неприятный разговор и поэтому сразу протягивают права с вложенной в них купю­рой. Точно так же поступают и водители-мужчины, для которых харак­терен неуверенный стиль поведения. А в качестве психической защиты они рационализируют свои действия и объясняют нежелание вступать в диалог нежеланием терять драгоценное время.

Наиболее удачливые водители, как мужчины, так и женщины, — те, кто демонстрирует уверенное поведение.

Чем характерно такое поведение?

· Вы находитесь с собеседником на оптимальной дистанции обще­ния — в интервале от 80 см до 1,5 метра. · Говорите достаточно громко, с уверенной интонацией и соответ­ствующей смыслу сказанного жестикуляцией. (Она не должна быть слишком бурной и демонстрировать эмоциональную возбуж­денность.)

· Взгляд спокойный, глаза не бегают, но и не пожирают собеседника.

 

Информируйте инспектора о своих правах, желаниях и намере­ниях от первого лица, четко и кратко.

Запомните, отстаивая свои права, уверенный человек учитывает интересы других, умеет быть дипломатичным. (Кстати, особенно хоро­шо это получается у уверенных в себе женщин, они улыбаются, но улыб­ка у них не заискивающая, а располагающая.)

Итак, проанализировав свою манеру общения с инспекторами, мож­но сделать соответствующие выводы и постараться свести все возмож­ные конфликты к нулю. Во многом наш стиль поведения зависит от того негативного образа инспектора, который был сформирован в на­шем сознании. Сотрудники ГИБДД прекрасно это понимают. Весной была предпринята беспрецедентная попытка разрушить этот стерео­тип. Восьмого марта инспектора останавливали женщин-водителей, вручали им цветы, говорили комплименты, желали счастливого пути и даже не штрафовали за мелкие нарушения. Женщины были приятно поражены.

 

 

    Как победить в поединке с автоинспектором
    От характера инспектора зависит многое «Вычислив» его, вы избавите себя от лишних проблем. С точки зрения психологии, любой водитель и инспектор ГИБДД — участники посто­янной ролевой игры: вы — «п...