Энциклопедия авто чайника

Необычный стук в двигателе


Стук коленчатого вала возникает из-за больших зазоров в шатунных или коренных подшипниках, образовавшихся вследствие износа вкла­дышей или (и) шеек вала. В исправном двигателе зазор небольшой и составляет примерно 0,020–0,040 мм, увеличение зазора до 0,070 мм для современных высокооборотных двигателей является неприемле­мым и говорит о необходимости ремонта.



Причиной увеличения зазо­ра могут быть:

· механические примеси, попадающие в подшипник с маслом. Мас­ляные фильтры со своей задачей справляются довольно хорошо, но если фильтр долго не менять, то он забьется и сработает кла­пан, который открывает обводной канал для масла в случаях, ког­да пропускная способность фильтра становится недостаточной для прохождения необходимого количества масла (такой клапан есть не на всех масляных фильтрах, имеющихся в продаже);

· некачественное масло. К сожалению, сейчас можно купить под­делку под марки масел, известные во всем мире и не вызывающие сомнения в их качестве;

· недостаточное количество смазки, подаваемое на подшипники. Это может происходить из-за неисправного масляного насоса, за­соренного масляного фильтра, не имеющего обводного клапана, или засоренного масляного канала (что маловероятно). При та­ких неисправностях загорается лампочка, сигнализирующая о не­достаточном давлении масла, подаваемого к подшипникам;

· недопустимая шероховатость или царапины на шейках вала после ремонта или в результате неправильного хранения; · недопустимая овальность шеек вала (или постелей вкладышей), например, после замены коленчатого вала на якобы хороший, оказавшийся со «стуканутого» двигателя или двигателя, который должен вот-вот начать стучать. По этой причине, покупая колен­чатый вал, обязательно обмеряйте все шейки вала микрометром на предмет овальности (допускается до 0,005 мм, в крайнем слу­чае до 0,010 мм, но тогда подшипники прослужат очень мало — 5000–15 000 километров);

· наличие воды или тосола в масле;

· работа двигателя без масла.

 

Эти стуки отчетливо слышны при запуске холодного двигателя, когда масло еще не дошло до подшипников; в некотором диапазоне частот вращения коленчатого вала стук может пропадать, если двига­тель только начал стучать.

По тональности стук коленвала глухой на холостом ходу и стано­вится более звонким по мере возрастания частоты вращения и очень частый, даже если стучит только один подшипник.

Стук распределительного вала глухой и появляется из-за износа подшипников распредвала, причинами которого могут быть: некачест­венное масло, наличие механических примесей или воды в масле, недо­статочное количество масла, подаваемое на подшипники, работа двига­теля без масла, царапины, недостаточная шероховатость или оваль­ность шеек (что иногда также встречается).

О том, что распредвал застучал, узнают по глухому стуку при запу­ске холодного двигателя, который пропадает после начала поступле­ния масла на подшипники (примерно 1–2 секунды). На таком двигателе можно еще смело проехать до 50 000 км, если только клапана без гид­рокомпенсаторов, т.к. при стуке распредвал совершает перемещения (хоть и очень небольшие) вверх-вниз. Когда вал переместится вверх, образуется зазор между окружностью кулачка (при закрытом клапане) и толкателем, и гидрокомпенсатор «выберет» этот зазор, а когда вал займет нижнее положение, он приоткроет клапан (ведь зазора больше нет), отсюда падение компрессии и, как следствие, падение мощно­сти, увеличение расхода топлива, ухудшение пусковых качеств двигате­ля, отложение нагара на седле клапана, перегрев клапана и, возможно его прогорание.

По мере износа стук будет уже не только при запуске холодного двигателя, но и при запуске теплого двигателя, а также при работе непрогретого двигателя. Частота стука распредвала в два раза меньше частоты стука коленвала.

При раннем впрыске топлива на дизельных или раннем зажигании на бензиновых двигателях происходит детонационное сгорание топ­ливовоздушной смеси, сопровождаемое стуками. Для бензиновых — говорят «пальцы стучат», для дизельных — жесткая работа дизеля.

Стук клапанов появляется вследствие больших зазоров или на дви­гателях с гидрокомпенсаторами из-за их ненаполнения маслом. Такой стук по частоте совпадает со стуком распредвала, по тональности — звонкий.

На дизелях может стучать ТНВД (топливный насос высокого дав­ления).

Может стучать поршень, доставая клапана при сбитых фазах газо­распределения.

Следующий тип стука, на наш взгляд, является необычным и затруд­няющим выявление неисправности — это стук поршня о головку вслед­ствие того, что головка стала немного ближе к поршню. Это случается из-за установки под головку прокладки меньшей толщины, чем должна быть, или ее сильного выжимания. Такая неисправность была у одного знакомого водителя.

Купил он автомашину TOYOTA CROWN 91 года выпуска с 3-летним пробегом. Все было нормально, как вдруг, после 3 с половиной меся­цев эксплуатации, появился звонкий частый стук в двигателе (двиг. 1G-GZE), по мере прогрева он становился немного слабее, но полно­стью не исчезал. Были подозрения на коленвал, но все-таки смущало то, что звук был звонкий. Разобрал двигатель — вкладыши и коленвал в отличном состоянии, проверил клапана и распредвал — все в порядке. Кто-то из соседей по гаражу сказал ему, что может стучать поршень о головку, а для выяснения этого надо внимательно осмотреть поршня, в месте контакта не будет нагара.

Так и сделал — все просмотрел и, на удивление, обнаружил неболь­шое пятнышко без нагара на поршне 4-го цилиндра. На головке напро­тив поршня в том же месте было аналогичное еле заметное пятнышко. Даже не верилось, что такой сильный стук был из-за такой ерунды. Обработал слегка поршень напильником, купил новую прокладку, собрал и ... нет стука!!!

Как позже выяснилось, предыдущий хозяин два раза перегревал двигатель и после этого обжал «головку», в результате прокладка силь­но выжалась и, видимо, на поршне был небольшой дефект в виде выступа, что и послужило причиной стука.

Если в работе двигателя вашего автомобиля появились посторон­ние стуки и вы не уверены в их природе, посоветуйтесь со знакомы­ми и со специалистами (лучше — если оба в одном лице), и, может быть, для его устранения не придется разбирать весь двигатель, а удаст­ся обойтись легким и недорогим ремонтом, например, регулировкой тепловых зазоров клапанов.

 




Содержание раздела