Энциклопедия авто чайника

Диагностика амортизаторов


Выделяют четыре способа диагностики амортизаторов — от самого поверхностного до «глубинного» с применением, конечно же, микро­процессоров и компьютеров.

 

1. Визуальный осмотр

Несмотря на то, что амортизатор как будто специально располо­жен в самом неудобном для осмотра месте, этот тест один из самых достоверных и, несомненно, дешевых и оперативных. На амортизато­ре может быть заметен масляный «туман», но не должно быть подте­ков. Подтеки масла свидетельствуют о потере герметичности и о том, что амортизатор уже «кончен» или недалек от этого. Если при провер­ке у вас возникли сомнения, протрите амортизатор насухо и осмотрите его через несколько дней работы.

Обратите внимание на состояние буфера отбоя и пыльника. Масло, попавшее на их поверхность, не только говорит о проблемах аморти­затора, но и приводит к их очень быстрому разрушению. Это еще бо­лее ускорит выход из строя всего амортизатора — своеобразный эффект снежного кома.

Важнейшим элементом визуального осмотра является состояние шин. Если на их поверхности, особенно по боковой кромке, наблюда­ются неравномерные пятна износа, это явный знак неисправности амортизаторов. Можно также наблюдать за поведением колеса при движении из другого автомобиля. Здесь не нужно быть экспертом, что­бы заметить, если оно «скачет», и что амортизатор неисправен.

Еще одним «визуальным» тестом является осмотр штока. Визуаль­ным в кавычках, потому что, в отличие от всего сказанного выше, амортизатор нужно снимать. Тем не менее, если на полированной поверхности вы обнаружили следы от зажимов или пятна ржавчины — меняйте амортизатор. Другим печальным сигналом может быть износ хромового покрытия в виде пятна с одной стороны. Это следствие не­правильной затяжки при установке, приведшей к несоосности цилин­дра и штока. Результатом также будет потеря герметичности и выход амортизатора из строя.

 

2. Тест на «покачивание»

Самый известный и самый критикуемый тест. Действительно, раскачав автомобиль за угол и отпустив его в нижней точке, можно выявить только заведомо «убитый» амортизатор. С ним автомобиль будет продолжать колебания. Однако если он встал «как вкопанный», это может означать совсем не работающий, а наоборот, заклинивший амортизатор. Делайте этот тест больше для самоуспокоения и старай­тесь «поймать» момент начала потери рабочих свойств при движении.

 

3. Оценка управляемости автомобиля в движении

Комфорт в автомобиле при его движении — понятие гораздо более субъективное, чем устойчивость и управляемость. Неисправные амор­тизаторы приводят к тому, что на скоростях начиная с 80 километров в час автомобиль начинает рыскать, особенно при встрече с мелкими неровностями дороги. Снижается курсовая устойчивость, начинается продольная и поперечная раскачка. Раскачка имеет продолжительный незатухающий характер. При движении по неровностям автомобиль показывает замедленную реакцию на руль — тот уже вывернут, а машина все не начинает поворачивать.

Повторяясь, можно сказать, что водитель постепенно привыкает к отклонениям в управляемости автомобиля и на первых порах под­страивается под них. Действительно разницу можно оценить только сравнив два автомобиля — один с новыми, а другой — с «убитыми» амортизаторами. Однако такая ситуация больше характерна для по­лигонов и журнальных статей, чем для реальной жизни. Поэтому при первых подозрениях на проблемы с управляемостью и устойчивос­тью следует покачать автомобиль за углы, осмотреть амортизаторы и либо немедленно менять их на новые (при наличие течи масла), ли­бо отправляться на специализированный пункт инструментального контроля.

 

4. Инструментальный контроль (стендовая диагностика)

Различают вибрационные стенды и проверку демпфирующего уси­лия на испытательных стендах. В первом случае вам необходимо за­ехать на автомобиле на площадку исполнительного механизма стенда, и за несколько минут на нем будет получена диаграмма осевых коле­баний. Сравнивая ее со специфичными граничными характеристика­ми для данного автомобиля, специалисты станции могут практически безошибочно оценить состояние амортизаторов.

Проверка демпфирующего усилия требует полной разборки под­вески и снятия амортизатора. Такая диагностика позволяет получить максимально точную информацию, но дорога сложна уже сама по себе. Просто оцените стоимость снятия и установки амортизаторов. Стендовая оценка демпфирующего усилия оправдана только в том случае, если есть сомнения в поведении дорогих амортизаторов стои­мостью от ста долларов и в результате может отпасть необходимость их замены.

 




Содержание раздела