Правила движения и правила вождения
Как избежать аварии? Двигаться по правилам (ПДД) или ездить по принципу «делай как все»? А может, подойти к Правилам «творчески»? Гаишника рядом не оказалось — нарушай! Если не пойман и не наказан, стало быть, и не виновен?! Есть еще правило «трех Д» — «дай дорогу дураку». Какой же способ вождения предпочесть новичку? Ни один из названных.
Изучение богатой литературы по этому вопросу не дает сколь- нибудь заметного эффекта: большинство книг написано сухим языком учебника, объемны и изобилуют формулами, выкладками с векторами физических сил, действующих на автомобиль при разгоне, торможении, на повороте, в заносе, а также наукообразными рассуждениями на эту тему. Я не знаю никого, кто научился бы грамотно ездить с помощью подобных пособий, а тем более освоил приемы скоростного вождения, управляемого заноса и другие, позволяющие подняться над средним водительским уровнем. Чаще запоминаются простые и однозначные советы, которые кочуют в среде автолюбителей из поколения в поколение. Многие также пользуются примерами из собственного опыта, иногда, впрочем, плачевного. Последнее часто происходит от нечеткого разделения понятий, вынесенных в заголовок. А это — важнейшее правило безопасной езды.
Итак, напомним: ПДД — это официальные правила движения транспортных средств, требования к их техническому состоянию и комплектации. Они едины на всей территории России, и нарушение их влечет административную ответственность. Правила необходимо не просто изучить, но частично выучить наизусть и обязательно иметь на борту, дабы аргументированно доказывать свою правоту при конфликтах с инспектором или при ДТП. К сожалению, функции Правил этим и исчерпываются. Изучение ПДД — необходимое, но, увы, недостаточное условие для уверенного и безопасного движения. Основное внимание нужно уделить правилам вождения. В отличие от ПДД, эти неписаные правила имеют свою специфику едва ли не для каждого населенного пункта. Те, кто соблюдает правила вождения (и, конечно, ПДД), ездят десятки лет без аварий (кстати, этим и определяется хорошая сохранность машин 50–60-х годов). Попутно замечу, что есть и такие, для которых три аварии в год — не предел (автор знает и тех, и других).
Правила вождения своеобразно дополняют ПДД с учетом «исторически сложившихся» особенностей езды в конкретном населенном пункте, численности его жителей, характера застройки и состояния дорог. Поясним это. Какие проблемы волнуют, скажем, автомобилиста-москвича? Пробки, соль, скоростной предел, люки колодцев, расположенные на разных уровнях, обилие гаишников и дорогих иномарок, бестолковая организация движения в ряде мест, множество светофоров (иногда неработающих), знаков и ситуаций, требующих знания ПДД в полном объеме.
Легко понять, что для тех, кто проживает в деревне N, состоящей из ста дворов, подобные проблемы просто неведомы. Теперь представим, что житель этой деревни (допустим, хорошо знающий ПДД) поедет к родственникам в Москву. А москвич (также не новичок) направится на отдых в эту деревню. Вероятность попасть в аварию у этих людей непременно возрастает. У первого — из-за обилия машин, необходимости моментально принимать решения, а также незнания некоторых существующих в городе негласных «соглашений» между водителями частного, общественного транспорта и пешеходами, характерных только для Москвы. Ну, а в деревне? Не удивляйтесь — тоже. Скажем, «максимальная скорость в населенном пункте» определяется не ПДД, а качеством дороги, пешеходы (а кое-где и стадо коров) уверены в своем приоритете, светофоры, как и гаишники, отсутствуют, а звуковые сигналы подавать не рекомендуется из-за того, что пугается скотина. Канализационных люков нет, но есть куры, которых можно ненароком передавить, а в невзрачной на вид лужице сядешь по самые мосты на полдня… В небольших городах и поселках свои правила вождения, в Чечне, говорят, свои… Описать их применительно ко всем городам и весям практически невозможно, а потому советуем начинающему авто владельцу изучить правила вождения той местности, где он собирается эксплуатировать машину. И, что не менее важно, оценить поведение своей машины во всех режимах движения, в том числе и экстремальных.
План действий может выглядеть так. После того, как получены «права», куплена и подготовлена к эксплуатации машина, можно приступить к вождению сначала в малолюдных местах, желательно на всякий случай с напарником. На заднем стекле приклейте знаки «70» в круге и «!» в треугольнике (можно самодельные). Время, в течение которого начинающий переходит в разряд относительно опытных автолюбителей, определяется индивидуальными способностями и теми знаниями, которыми его «снабдили» учителя. В любом случае, пока вы не почувствуете уверенность за рулем, выезд на дороги общего пользования крайне нежелателен. А до пробега в 4–6 тыс. км лучше все же ездить вдвоем и на небольшие расстояния (опять-таки в зависимости от ваших данных).
Содержание раздела