Энциклопедия авто чайника

Правила движения и правила вождения


Как избежать аварии? Двигаться по правилам (ПДД) или ездить по принципу «делай как все»? А может, подойти к Правилам «творче­ски»? Гаишника рядом не оказалось — нарушай! Если не пойман и не наказан, стало быть, и не виновен?! Есть еще правило «трех Д» — «дай дорогу дураку». Какой же способ вождения предпочесть новичку? Ни один из названных.

Изучение богатой литературы по этому вопросу не дает сколь- ни­будь заметного эффекта: большинство книг написано сухим языком учебника, объемны и изобилуют формулами, выкладками с векторами физических сил, действующих на автомобиль при разгоне, торможе­нии, на повороте, в заносе, а также наукообразными рассуждениями на эту тему. Я не знаю никого, кто научился бы грамотно ездить с по­мощью подобных пособий, а тем более освоил приемы скоростного вождения, управляемого заноса и другие, позволяющие подняться над средним водительским уровнем. Чаще запоминаются простые и одно­значные советы, которые кочуют в среде автолюбителей из поколения в поколение. Многие также пользуются примерами из собственного опыта, иногда, впрочем, плачевного. Последнее часто происходит от нечеткого разделения понятий, вынесенных в заголовок. А это — важнейшее правило безопасной езды.

Итак, напомним: ПДД — это официальные правила движения транс­портных средств, требования к их техническому состоянию и комплек­тации. Они едины на всей территории России, и нарушение их влечет административную ответственность. Правила необходимо не просто изучить, но частично выучить наизусть и обязательно иметь на бор­ту, дабы аргументированно доказывать свою правоту при конфликтах с инспектором или при ДТП. К сожалению, функции Правил этим и исчерпываются. Изучение ПДД — необходимое, но, увы, недостаточ­ное условие для уверенного и безопасного движения. Основное внима­ние нужно уделить правилам вождения. В отличие от ПДД, эти неписаные правила имеют свою специфику едва ли не для каждого на­селенного пункта. Те, кто соблюдает правила вождения (и, конечно, ПДД), ездят десятки лет без аварий (кстати, этим и определяется хо­рошая сохранность машин 50–60-х годов). Попутно замечу, что есть и такие, для которых три аварии в год — не предел (автор знает и тех, и других).

Правила вождения своеобразно дополняют ПДД с учетом «истори­чески сложившихся» особенностей езды в конкретном населенном пункте, численности его жителей, характера застройки и состояния дорог. Поясним это. Какие проблемы волнуют, скажем, автомобили­ста-москвича? Пробки, соль, скоростной предел, люки колодцев, распо­ложенные на разных уровнях, обилие гаишников и дорогих иномарок, бестолковая организация движения в ряде мест, множество светофо­ров (иногда неработающих), знаков и ситуаций, требующих знания ПДД в полном объеме.

Легко понять, что для тех, кто проживает в деревне N, состоящей из ста дворов, подобные проблемы просто неведомы. Теперь предста­вим, что житель этой деревни (допустим, хорошо знающий ПДД) по­едет к родственникам в Москву. А москвич (также не новичок) направится на отдых в эту деревню. Вероятность попасть в аварию у этих людей непременно возрастает. У первого — из-за обилия машин, необходимости моментально принимать решения, а также незнания некоторых существующих в городе негласных «соглашений» между во­дителями частного, общественного транспорта и пешеходами, харак­терных только для Москвы. Ну, а в деревне? Не удивляйтесь — тоже. Скажем, «максимальная скорость в населенном пункте» определяется не ПДД, а качеством дороги, пешеходы (а кое-где и стадо коров) уве­рены в своем приоритете, светофоры, как и гаишники, отсутствуют, а звуковые сигналы подавать не рекомендуется из-за того, что пугается скотина. Канализационных люков нет, но есть куры, которых можно ненароком передавить, а в невзрачной на вид лужице сядешь по са­мые мосты на полдня… В небольших городах и поселках свои прави­ла вождения, в Чечне, говорят, свои… Описать их применительно ко всем городам и весям практически невозможно, а потому советуем на­чинающему авто владельцу изучить правила вождения той местности, где он собирается эксплуатировать машину. И, что не менее важно, оценить поведение своей машины во всех режимах движения, в том числе и экстремальных.

План действий может выглядеть так. После того, как получены «права», куплена и подготовлена к эксплуатации машина, можно при­ступить к вождению сначала в малолюдных местах, желательно на всякий случай с напарником. На заднем стекле приклейте знаки «70» в круге и «!» в треугольнике (можно самодельные). Время, в течение которого начинающий переходит в разряд относительно опытных ав­толюбителей, определяется индивидуальными способностями и теми знаниями, которыми его «снабдили» учителя. В любом случае, пока вы не почувствуете уверенность за рулем, выезд на дороги общего пользования крайне нежелателен. А до пробега в 4–6 тыс. км лучше все же ездить вдвоем и на небольшие расстояния (опять-таки в зависи­мости от ваших данных).




Содержание раздела