Энциклопедия авто чайника


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля








Познать самого себя


В поведении человека при управлении автомобилем и в обычной его жизни много общего. Это показывают и результаты исследований, и просто житейские наблюдения. Действительно, человек управляет автомобилем так же, как он живет, проявляя при этом и черты свое­го характера, и состояние, в котором он находится, и отношение к дру­гим, себе, автомобилю, и многое другое.

Бельгийские исследователи предложили три шкалы оценки лично­стных качеств водителя. Первая шкала имеет два противоположных полюса: реализм и эгоцентризм. Характер поведения эгоцентричного водителя во многом зависит от того, какие намерения и суждения при­писывает он другим участникам движения. Обычно он считает, что другие угрожают ему, и поэтому сам ведет себя агрессивно, стараясь таким образом запугать окружающих.

Эгоцентричный водитель любит, чтобы его замечали и восхища­лись им. Реалистичный водитель при выборе своих действий обычно руководствуется требованиями сложившейся обстановки, при этом не стремится кого-то запугать или унизить. Он любит не только водить автомобиль, но копаться в нем. Безусловно, реалистичный водитель значительно безопаснее, чем эгоцентричный.

Вторая шкала оценивает степень независимости водителя. Те, кто имеет высокую оценку по этой шкале, обычно высоко ценят свободу, которую дает им автомобиль. Они не чувствуют потребности точно соблюдать правила, в особенности скоростные режимы, при выборе решения больше ориентируются на свои собственные оценки, чем на внешние требования. Водители, обладающие меньшей степенью неза­висимости, придают значительно большее значение правилам, даже если не понимают их содержания. Они стремятся к безопасности через повиновение. Авторы считают, что независимый водитель, не воспри­имчивый к правилам, опасен, но с другой стороны, он быстрее и лучше приобретает опыт вождения, чем зависимый.

Третья шкала оценивает уровень напряжения при управлении автомобилем. Высокая степень напряжения характеризует водителей, повышенно внимательных к тому, что происходит вокруг них, легко раздражающихся и быстро утомляющихся. Оптимальная степень на­пряжения соответствует спокойному водителю. Он расслаблен, менее чувствителен к опасности, полностью осознает свои возможности, но при этом не становится равнодушным и беспечным.

По мнению разработчиков шкалы оценок, опасность вождения резко повышается, если водитель агрессивен, если он не способен со­четать умение подчиняться правилам с реальной оценкой окружаю­щей обстановки, если уровень его внимательности слишком высок или, наоборот, очень низок.

Исследование, проведенное в Нью-Йоркском университете, пока­зало, что агрессивные, нетерпеливые, импульсивные, сердитые и бе­зответственные водители попадают в происшествия чаще, чем другие водители с таким же стажем.

    Познать самого себя 2
    Было выделено пять опасных психологи­ческих состояний человека: 1) негативизм; 2) импульсивность; 3) неуяз­вимость; 4) склонность к риску; 5) внешняя зависимость. Негативист отвергает любую попытк...
    Водительродитель
    Чтит закон и превыше всего ставит Правила дорожного движения. Правила для него — настольная книга, он знает их назубок. Читает все комментарии к ним. Больше всего любит чет­кость и определенность...
    Водительвзрослый
    Хладнокровен и целеустремлен. Делает только то, что идет на пользу делу, что позволяет достичь цели с наименьши­ми затратами. При выборе своих действий исходит главным образом из требований окружа...
    Независимые
    Удовольствие от вождения связано у них главным образом с ощущением собственной независимости и самостоятельно­сти. Управляя автомобилем, они хотят отвлечься от будничного одно­образия и неприятнос...
    К какой же из этих категорий вы можете себя причислить?
    Отношение к управлению автомобилем определяет стиль вожде­ния, а он, в свою очередь, — характер конфликтных ситуаций, в ко­торые попадают водители-носители этих отношений. Отличную почву для возни...
    Правила движения и правила вождения
    Как избежать аварии? Двигаться по правилам (ПДД) или ездить по принципу «делай как все»? А может, подойти к Правилам «творче­ски»? Гаишника рядом не оказалось — нарушай! Если не пойман и не наказа...
    Правила движения и правила вождения 2
    Полностью освоившись с управлением, стоит определиться с воз­можными маршрутами поездок (например, каждый день на работу, только по выходным на дачу, раз в год к теще на блины или же част­ный изво...
    Тормози грамотно!
    Перед тем как тормозить, посмотрите в зеркало заднего вида, иначе можно посадить на свою корму нарушителя правил соблюдения дистан­ции. Не стоит тормозить резко, срывая автомобиль в скольжение. См...
    Интенсивное торможение
    Этот способ наиболее распространен. Принцип очень прост: педаль тормоза нажимают один раз и до упора. Это происходит на грани сцеп­ления шин с дорогой, поскольку самая высокая точка замедления ско...
    Комбинированное торможение
    Это один из наиболее эффективных способов торможения. А его суть состоит в том, что в процессе задействованы не только тормозная си­стема автомобиля, но и двигатель — через включение пониженных пе...
    Ступенчатое торможение
    Этот способ считается одним из самых комфортных. Он легко усваи­вается и состоит в многоступенчатом использовании педали тормоза. Для тренировки нужно разогнать автомобиль до 30–35 км/ч и на­чать...
    Прерывистое торможение
    Этот способ используется на скользкой дороге (в режиме «дождь, грязь, снег»). Заключается он в многократной, равномерной и быст­рой работе с педалью тормоза. По сути, такой способ имитирует работу...
    Десять заповедей ночной езды
    Весной и летом горожане ездят по темноте больше, чем зимой (сверх­ранние выезды на рыбалку, сверх поздние возвращения с дач и т.д.) А статистика безжалостна: риск попасть в аварию ночью примерно в...
    Заповедь первая — про фары
    Если автомобиль не имеет автоматической регулировки фар или «умной» подвески, следящей за положением кузова над дорогой, перед ночной поездкой отрегулируйте свет самостоятельно. При одном пас­сажи...
    Заповедь вторая — про ветровое стекло
    Раз в месяц мойте его до хрустальной чистоты с обеих сторон. Маслян­ые разводы и легкий налет грязи, абсолютно невидимые днем, ночью преломляют свет встречных машин в слепящие «туманности». Дело п...
    Заповедь третья — про сумерки
    Включайте ближний свет еще до наступления ночи. Опасен для себя и для других тот, кто едет по сумеркам на неосвещенной машине. Авто­мобиль — не квартира. Экономить в нем электричество глупо....
    Заповедь четвертая — про разъезд со встречным
    Пусть вы и следующий навстречу коллега перешли на ближний свет. Все равно на узкой дороге короткого ослепления не избежать. Долю мгновения вы едете вслепую. Поэтому перед разъездом перенесите но­г...
    Заповедь пятая — про одну фару
    Если вам навстречу двигается одна фара, это может быть что угодно: нормальный мотоциклист, ненормальный автомобилист... Заранее принимаем наихудший вариант: ненормальный пьяный автомобилист. И одн...
    Заповедь шестая — про хамов
    Нельзя по-иному назвать тех, кто оставляет дальний свет при разъ­езде со встречным. Разъезжаясь с хамом, смотрите чуть вбок, на обочи­ну. Так избежите полного даже от дальнего света....
    Заповедь седьмая — про подъемы и спуски
    Подъезжая к подъему, помните, что если сверху, на гребне холма, появится встречный автомобиль, он неминуемо ослепит вас даже ближ­ним светом (правильно отрегулированные фары смотрят чуть вниз). Бу...
    Заповедь восьмая — про незнакомую дорогу
    Если ночью едете по незнакомой дороге, каждый поворот восприни­майте как опасный. Ночь сокращает угол зрения и точность восприя­тия. Вираж может оказаться круче, с худшим покрытием, с валяющейся п...
    Заповедь девятая — про грузовых убийц
    Остерегайтесь ночных грузовиков. Их истинные размеры не всегда совпадают с обозначенными габаритными огнями. Грузовик на пару метров может «удлинять» или даже «расширять» какой-нибудь торча­щий на...
    Заповедь десятая — про самого себя
    Далекие предки человека не были ночными животными. Ночь — чуж­дая для нас среда. Особенно это касается зрения. В дальней поездке можно держать под языком тонкий ломтик лимона, чтобы повысить остро...
    Советы по безопасности движения
    Обыкновенная (не спортивная) езда на автомобиле — тоже спорт. Чтобы управлять машиной, необходимы сила, выдержка, воля, харак­тер, закалка и внимание. Все эти качества развиваются и шлифуются в пр...
    Особенности езды на автомобилях с акпп
    С чего начинается езда на автомобиле с АКПП (автоматической короб­кой переключения передач)? Любая поездка, само собой, начинается с завода и прогрева двигателя. Ездить на непрогретой машине (особ...
    Езда по бездорожью
    Каждый человек любит общаться с природой, но обязательно встре­чает на своем пути препятствия, которые без определенного навыка не преодолеешь. Если нет опыта, приходится тратить много времени и с...
    Езда по бездорожью 2
    Большую помощь в преодолении сложных участков оказывают раз­личные приспособления на ведущих колесах: цепи, браслеты, скобы разных конструкций. Эффективным и, вероятно, самым простым при­способлен...
    Аквапланирование
    Обилие воды на дорогах быстро учит, как без опасения залить кон­такты распределителя-прерывателя или катушки зажигания грамотно преодолевать водные препятствия. Но существует другая опасность, кот...