Энциклопедия авто чайника


Аквапланирование


Обилие воды на дорогах быстро учит, как без опасения залить кон­такты распределителя-прерывателя или катушки зажигания грамотно преодолевать водные препятствия. Но существует другая опасность, которой подвергают себя даже многие достаточно опытные автомо­билисты. Имя этой опасности — аквапланирование.

Стать аквапланеристом очень легко. Необходимо лишь на прилич­ной скорости преодолеть достаточно большую лужу. Результатом выс­шего пилотажа может стать штопор с переворотом через крышу, приземление на откосе дороги и тому подобное. Происходит это из-за эффекта аквапланирования. Суть этого явления заключается в образо­вании водяного клина между протектором и поверхностью дороги. Во­да не успевает уходить из-под протектора, и под ним образуется водяная пленка, по которой, как по льду, начинает скользить автомо­биль. Своеобразный балет, где единственным членом жюри является сама судьба.

Последствия аквапланирования — от собачьего рысканья машины по дороге до фатальных переворотов — зависят и от многих других факторов. Например, от скорости автомобиля. Чем она выше, тем, ес­тественно, опаснее езда и больше шансов улететь под откос. Хотя аква­планирование возможно и при 40 км/ч. Качество дорожного полотна, состояние амортизаторов тоже играют роль. Влияет, разумеется, и ка­чество резины, тип шин (широкая резина больше «планирует», более жесткие шины лучше держат дорогу).

От неприятности вас может уберечь знание того, каков рисунок протектора на вашем авто и степень изношенности резины. Крити­ческая глубина износа — 4 мм. Уже этого достаточно для того, чтобы сорваться в штопор. Про «лысую» резину я уж не говорю. Эффект ак­вапланирования возникает при толщине водяного слоя всего в 5–8 мм. Ощущение того, что автомобиль как бы оторвался от дороги, как бы чуточку взлетел и скользит сам по себе, испытал каждый, кто преодо­левал лужу на скорости более 40 км в час.

Поэтому позволю себе сакраментальный совет: выдерживайте ско­ростной режим. Перед форсированием луж не помешает включить дворники. Иначе внезапно залившая ветровое стекло вода сделает вас абсолютно слепым. Почувствовали, что автомобиль скользит, отпусти­те педаль газа и попробуйте стабилизировать положение машины на дороге, по возможности выровняв колеса. Упаси вас Бог в это время пойти на обгон, начать поворот или экстренное торможение.

Опасность таится в том, что, начав скольжение в луже, неопытный водитель, как правило, пытается вращением руля в сторону заноса во что бы то ни стало выровнять машину. Профессионалы рекомендуют в таких случаях не паниковать и не спешить с этими маневрами. Тем более, что пока машина в воде, все ваши усилия будут сведены на нет. А как только передние колеса зацепят твердый грунт, автомобиль по­несет в противоположную сторону. И если водитель грамотно и вовре­мя не среагирует на повторный занос — машина опрокинется.

Еще одна опасность. При форсировании луж произвольное движе­ние руля чаще всего бывает совершенно неожиданным и очень силь­ным. Рулевое колесо вообще может выбить из рук. Удержать кончиками пальцев баранку не удастся. Поэтому руки держите в верхнем секторе рулевого колеса. Реакции на любые «рысканья» руля должны быть импульсивными. Или, как говорят инструкторы по экстремальному вождению, — «скупыми». Такими же скупыми импульсами следует и тор­мозить. Еще лучше тормозить как на гололеде — с помощью двигателя.

Ну, а после того, как автомобиль вышел из воды, следует обязатель­но просушить тормозные колодки, нажав несколько раз на тормозную педаль. Если вы освоите эти несложные правила, судьба автомобиль­ного акробата на воде вам не грозит.

 




Содержание раздела