Самоучитель безопасной езды

Отработка навыков управления автомобилем в заносе.


Для этих упражнений также нужны площадки с низким коэффициентом сцепления. Выработку навыков можно начинать с



 

 

 

 

 

 

 

промежуточного управления — торможения на повороте (рис. 80). Если скорость входа в поворот будет завышена или выполняется слишком резкое торможение с одновременным поворотом управляемых колес, автомобиль может легко не принять маневра и скользить прямо либо его занесет. С помощью этого упражнения, кроме овладения способом торможения в повороте, можно научиться чувствовать момент начала заноса. Управление автомобилем в заносе может отрабатываться с помощью “змейки” на гладком скользком покрытии (рис. 81). Вначале рекомендуется разгонять автомобиль и перейти на 2-ю передачу, затем искусственно с помощью резкого поворота рулевого колеса и увеличения подачи топлива вызвать занос задней оси, затем с помощью руления и дросселирования стабилизировать движение автомобиля и тут же перевести занос в противоположную сторону. После твердого овладения навыками стабилизации движения автомобиля и управления заносом увеличивают скорость выполнения данного упражнения до 40—50 км/ч.




После этого следует отработать технику движения в заносе по кругу и эллипсу (рис. 82). Это упражнение позволяет закрепить технику управления и контроля заноса с помощью руления и дросселирования. Задача упражнения состоит в удержании автомобиля в заносе на дуге определенного радиуса. Это достигается подбором угла поворота управляемых колес и степени открытия дросселей.



На рис. 83 показано прохождение поворота сносом и скольжением четырех колес автомобиля: 1 — водитель поздно заметил поворот, тормозить бесполезно, дорога сухая с высоким коэффициентом сцепления; 2 — быстро включает пониженную передачу, что за счет тормозного момента двигателя обеспечит “клевок” автомобиля, передние колеса сильнее прижмутся к дороге, их сцепление с дорогой возрастет; 3 — не уменьшая подачи топлива, вращает рулевое колесо в сторону поворота на несколько больший угол, чем этого требует радиус закругления; 4 — возникает одновременный снос двух осей и боковое скольжение всех четырех колес; 5, 6—не меняя положения рулевого колеса, водитель удерживает автомобиль в скольжении и выполняет поворот; 7, 8 — увеличив подачу топлива, возвращает рулевое колесо в нейтральное положение и переводит автомобиль в движение по прямой.



На рис. 84 показано прохождение поворота в управляемом заносе: 1 — водитель поздно замечает крутой поворот, скорость высока, дорога грязная и влажная, тормозить бесполезно; 2 — он срывает заднюю ось автомобиля в занос, для чего либо увеличивает подачу топлива, либо включает пониженную передачу и вращает рулевое колесо в сторону поворота; 3,4—с помощью педали дросселей и рулевого колеса (поворачивать в сторону заноса) водитель удерживает автомобиль в заносе, направляя его по дуге; чтобы уменьшить занос задней оси, нужно либо немного сократить поворот рулевого колеса, либо чуть снизить подачу топлива; 5 — уменьшить подачу топлива и одновременно возвращать рулевое колесо в нейтральное положение; б — когда прекратится скольжение, плавно увеличьте открытие дросселей; автомобиль выходит из поворота.

Управляемый занос может быть вызван также предварительным поворотом рулевого колеса в сторону, противоположную кривой дороги (контрсмещение) с последующим 



 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

обратным вращением рулевого колеса в сторону поворота. На рис. 85 показан данный прием прохождения поворота: 1 — водитель вводит автомобиль в левый порот, не снижая скорости; 2 — поворачивает рулевое колесо вправо и тут же энергично возвращает влево, возникает эффект хлыста и заднюю ось автомобиля заносит 3 — поворачивает рулевое колесо в сторону заноса; 4, 5 с помощью педали дросселей поддерживает скольжение автомобиля по дуге в заносе; 6 — несколько уменьшая подачу топлива и возвращает рулевое колесо в нейтральное положение; 7— восстановив сцепление колес с дорогой, водитель увеличивает подачу топлива; автомобиль выходит из поворота.

Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях поворотов, показанных на рис. 83—85, водитель не касается педали тормоза на дуге закругления, так как это тут же приведет к потере управляемости автомобиля. На скользкой дороге автомобиль может даже скользить не по дуге, а прямо с повернутыми колесами, если пользоваться педалью тормоза. Для лучшей устойчивости корпуса на повороте левой ногой нужно упереться в пол или надколесную арку кабины и плотнее прижать спину к сиденью, вытянув руки. Правая нога на педали дросселей.

Следует подчеркнуть, что указанные приемы требуют специальной и длительной тренировки на автодромах, применять их без подготовки опасно да и не всегда возможно из-за интенсивного движения на дорогах. Поэтому наиболее безопасный и верный способ предотвращения возникновения критических ситуаций — это предельное внимание при движении на дорогах и обязательное выполнение требований дорожных знаков.

Если имеется встречный транспорт, то все указанные способы выхода из критических ситуаций, разумеется, неприемлемы. Рекомендовать в этом случае водителю что-либо трудно, так как все зависит от конкретных условий: состояния дороги, наличия уклонов и виражей, больших деревьев, дорожных ограждений, пешеходов, ширины и состояния обочины, ее крутизны и других факторов. Однако в любом случае при наличии встречного транспорта водитель обязан искать выход из критической ситуации только на своей полосе, не подвергая опасности других участников движения. При этом иногда лучше съехать с дороги, не входя в опасный поворот, или даже свернуть в другую сторону. В общем, в этом случае действуют по правилу “из двух зол выбирай меньшее”.

 









Содержание раздела