Самоучитель безопасной езды


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля






Если происшествие неминуемо


Статистика свидетельствует, что более 40% от общего числа травм при ДТП приходится на голову, более 20% — на ноги, свыше 10% — на руки.

При неизбежности удара надо успеть упереться полусогнутыми ногами в пол: левой — слева от педали сцепления в надколесный кожух, правой — в педаль тормоза (при лобовом и боковом столкновениях) или дросселей (при касательном ударе). Голову необходимо втянуть в плечи, а руками упереться в рулевое колесо или приборный щиток. При фронтальном ударе многие пассажиры инстинктивно упираются руками в лобовое стекло — это абсолютно бесполезно и крайне опасно. Лучше в такой момент защищать голову руками.

В случае угрозы заднего удара (вы видите это в зеркала заднего вида) при отсутствии подголовников можно

успеть крепко обхватить затылок руками. Этим вы защитите голову и шейные позвонки от опасных травм. Можно также успеть соскользнуть вниз, упершись головой в спинку сиденья.

В случае угрозы опрокидывания при отсутствии ремней безопасности водитель может успеть упасть на соседнее сиденье (если оно свободно) лицом в подушку и крепко схватить его руками. Если рядом пассажир, то он кладет голову на колени водителю, а тот ложится и накрывает пассажира собой. Оба держатся за сиденье.

Если на заднем сиденье легкового автомобиля нет ремней безопасности, то при лобовом столкновении пассажиры должны наклониться вперед, закрыть руками лицо, подогнуть ноги и плечом упереться в спинку переднего сиденья. Если пассажиров двое, то один с поджатыми ногами ложится на сиденье, закрыв голову руками, а другой боком между передними и задними сиденьями. При опасности опрокидывания автомобиля нужно уцепиться за спинки передних сидений. Хвататься за ручки дверей опасно, они могут открыться в самый неподходящий момент.

Разумеется, так поступать могут только обученные и тренированные пассажиры и водитель. Поэтому с постоянными пассажирами надо договориться о совместных действиях в опасных ситуациях. Водитель, как правило, раньше пассажиров видит неизбежность ДТП, поэтому он должен успеть предупредить остальных об опасности.

Анализ статистики ДТП позволяет выявить относительную закономерность размещения пассажиров в автомобиле (с точки зрения получения тяжелых и смертельных травм в случае аварии). Так, в легковом автомобиле (данные США) наиболее опасны в этом отношении 2-е и 4-е места размещения людей (здесь тяжелые и смертельные травмы отмечаются в 2 раза чаще, чем на остальных местах). Наиболее безопасны 3-е и 5-е места. В грузовом автомобиле (данные СССР) наиболее опасно 2-е место, затем 1-е.

ДТП — всегда тяжелое физическое и морально-психологическое испытание. Нужно мужественно смириться с происшествием, взять себя в руки и действовать в соответствии с Правилами дорожного движения:

немедленно остановиться и (или) оставаться на месте происшествия, включив аварийную световую сигнализацию или выставив знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь), не перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к происшествию;

принять возможные меры к оказанию доврачебной помощи пострадавшим, вызвать машину скорой медицинской помощи, а если это невозможно, отправить пострадавших на попутном или отвезти на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить там свою фамилию, номерной знак автомобиля и возвратиться к месту происшествия. Если пострадавший получил тяжелые телесные повреждения (переломы, черепномозговые травмы) и находится без сознания, лучше (если это реально) дождаться машины скорой медицинской помощи: неумелые транспортировка и перевозка пострадавшего могут усугубить его состояние;

сообщить о случившемся в милицию (по телефону, с попутным транспортом), записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия работников милиции;

принять все возможные меры к сохранению картины происшествия и организации объезда данного места. Если следы торможения (юз) могут быть размыты, затерты, их нужно прикрыть подручными средствами (ветки деревьев, доски, чехлы сидений и т.п.);

если движение других транспортных средств невозможно, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение транспортного средства и относящихся к происшествию предметов и следов.

Если в результате ДТП произошло только незначительное повреждение автомобилей, при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося водители могут прибыть на ближайший пост ГАИ для оформления соответствующих документов и получения справок. Справки необходимы для предъявления в страховые инспекции, на станции технического обслуживания, а также работникам милиции по пути следования поврежденного автомобиля. Предварительно нужно обязательно нарисовать схему происшествия, которую подписывают участники ДТП.

В заключение хотелось бы, конечно, пожелать, чтобы водителю никогда не пришлось применять почерпнутые в данном параграфе знания и приемы на практике. Однако дорога полна неожиданностей, и водитель должен быть к ним подготовлен.