Самоучитель безопасной езды


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля






Метод комментируемого управления автомобилем


.Он заключается в том, 


метод комментируемого управления автомобилем

 

 

 

 

 

 

 

что обучаемый, управляя автомобилем, рассказывает инструктору о всех важных объектах, которые он обнаружил на дороге, и о том, на основе каких признаков он судит о степени их опасности. Инструктор, сидящий рядом, поправляет или дополняет его рассказ.
Таким образом инструктор выполняет и исправляет ошибки обучаемого, которые трудно обнаружить, просто наблюдая за его поведением. Водитель, проходящий обучение по этому методу, сможет избавиться от рассеянности как при восприятии ДТС, так и при ее анализе.
Обучаемый должен рассказывать об увиденных им важных объектах и событиях как можно более кратко, используя минимальное количество слов. Например, если

метод комментируемого управления автомобилем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

он движется в ситуациях, изображенных на рисунках, то его комментарии должны быть следующими. Для рис. 34, а: «Грузовик сзади». Для рис. 34, б: «Железнодорожный переезд впереди». Для рис. 34, в: «Пешеход на перекрестке».
Обучаемый должен постоянно контролировать безопасность выбранной им траектории и скорости движения, т. е. курса движения своего автомобиля. При этом вслух он говорит: «Курс безопасный» или «Курс опасный». Если курс опасный, то надо отметить те объекты, из-за которых движение осложняется.
Посмотрите на рис. 35. Представьте себя на месте водителя автомобиля А. Проанализируйте важные события этой ДТС. При проведении анализа задавайте себе следующие вопросы. Что данное событие или объект значат, с точки зрения безопасности движения? По каким признакам можно судить о степени их опасности? Например, в ДТС на рис. 35 автомобиль С тормозит и может остановиться. Это значит, что и водитель автомобиля А должен притормозить и быть готовым к полной ойтановке. После того как вы оценили, какие объекты представляют наибольшую важность и как они могут повлиять на выбранный вами курс движения, можно решить, какие параметры и признаки выделенных объектов необходимо контролировать, чтобы подтвердить сделанные предположения о возможном развитии опасности.
Правильное и своевременное осознание водителем сложности и опасности ДТС, в свою очередь, определяется уровнем развития его навыков анализа дорожнотранспортной обстановки и ее предвидения. Водитель обнаруживает и реагирует значительно быстрее на те объекты и события, которые он заранее ожидал, т. е. вероятность появления которых в данной ДТС, по его мнению, большая. На неожиданные объекты и события он реагирует с запаздыванием. Обычно водители недооценивают события с малой вероятностью возникновения в данной ДТС. Например, появление пешехода из-за стоящего на безлюдной дороге автомобиля или появление автомобиля из-за крутого поворота на дороге с малой интенсивностью движения. Лучший путь устранения таких ошибок — это предварительное изучение особенностей выбранного для движения маршрута, а также управление артомобилем по принципу «лучше лишний раз переоценить вероятнось» опасного события, чем стать его жертвой».  Прогнозирование опасности Для водителя в первую очередь важно уметь предвидеть возможные изменения дорожно-транспортной обстановки, в которой он движется. Основой такого прогноза служат опыт водителя, его знания и та информация об обстановке на дороге, которую он получил с помощью наблюдения и анализа. Анализируя информацию, водитель только выделяет наиболее важные объекты и события, при прогнозировании же он предполагает, как они будут влиять на безопасность движения.
Логически процесс прогнозирования можно представить как ответы на следующие вопросы. Что может произойти в ближайшем будущем? Что произойдет с большей вероятностью? Представляет ли это непосредственную или 'потенциальную опасность? Какова опасность ситуации в целом? Для примера рассмотрим конкретную ситуацию.
Например, вы движетесь на подъеме-по незнакомой дороге. Других автомобилей не видно. Дорога впереди слегка уходит вправо, и поэтому вы не можете видеть ее далеко вперед. Недалеко от обочины дороги растут деревья, что еще больше ухудшает обзорность.
Что может произойти? Впереди может оказаться перекресток. На этом перекрестке может находиться автомобиль, поворачивающий на дорогу, по которой вы движетесь. Навстречу вам может выехать автомобиль, завершающий обгон. За подъемом может начаться крутой
спуск, и при движении по нему тормозной путь вашего автомобиля увеличится.
Теперь о том, что такое непосредственная опасность и чем она отличается от потенциальной. Непосредственная опасность — это опасность, которая очевидна и требует немедленных действий водителя. Например, ребенок может неожиданно выбежать .на дорогу прямо перед
вашим автомобилем. Потенциальная опасность — это
опасность, которая может со временем стать непосредственной. Например, стоящий около дороги пешеход может неожиданно начать переход дороги.
Поведение водителя в условиях опасности зависит от того, превышает ли она тот уровень, который он считает для себя допустимым. Если превышает, то водитель будет стараться своими действиями уменьшить опасность. Водители довольно сильно различаются с точки зрения их готовности к риску, т.е. того, какой уровень опасности они считают для себя допустимым. Например, водитель может осознать опасность ситуации, но, считая, что он может легко с ней справиться, вести себя так, что значительно увеличит вероятность возникновения ДТП.
Уметь предвидеть — это не только умение видеть, где и какая опасность вас ждет, но и понимать, к какой конфликтной ситуации она может привести.
Можно условно выделить пять наиболее часто возникающих типов конфликтов.
1.