Самоучитель безопасной езды
аденурик 120


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля






Крутые повороты, подъемы и спуски, сужения.


На криволинейных участках дороги условия движения осложняются. Здесь возникает боковая инерционная сала, которая стремится сместить, а в некоторых случаях и опрокинуть автомобиль в сторону, противоположную повороту. Чем круче поворот, т. е. чем меньше радиус закругления, тем он опаснее. Напротив, закругления с большими радиусами — 1000—2000 м — практически не требуют изменения режимов движения автомобиля, а потому не опасны.

 Многочисленные статистические данные ряда стран позволяют выявить характерную зависимость: чем меньше закругления дороги, тем выше аварийность этого участка. Так, при радиусе кривой менее 100 м относительная аварийность почти в 4 раза выше, чем на закруглениях с большим (1000 м и более) радиусом.
Особенно опасен поворот в конце суженного спуска.   Сверху из-за искажения в восприятии водитель не может .точно определить кривизну поворота в конце спуска, 'поэтому реальные условия могут застать его врасплох. На таких участках водители часто не могут вписаться в поворот, теряют управляемость.
Подъемы и спуски также являются неблагоприятными .участками движения автомобилей, причем зависимость прямая: чем круче подъем или спуск, тем выше аварийность. Подъемы опасны тем, что автомобили из-за неправильного выбора предшествующего режима движения не могут преодолеть подъем, иногда скатываются назад из-за отказов тормозной системы иди скользкой дороги и т. п. Кроме того, подъемы опасны из-за ограничения видимости на переломе подъема.
Спуски опасны в основном тем, что автомобиль под действием силы тяжести стремится увеличить скорость. Кроме того, водители на спусках неправильно оценивают скорость своего автомобиля (обычно меньше, чем на самом деле) и других автомобилей. Часто торможение двигателем (вспомогательным тормозом) бывает не достаточно, приходится применять рабочую тормозную систему. На продолжительных крутых спусках, если часто пользоваться колесным тормозом, он может отказать из-за перегрева тормозных барабанов. Совершенно недопустимо на крутых спусках использовать накат.
ДТП на подъемах и спусках в основном происходят при вынужденной остановке, скатывании назад, столкновении при обгоне, превышении безопасной скорости движения па затяжных спусках, применении экстренного торможения на спусках. Места дорожных происшествий сосредоточиваются в конце подъемов, на выпуклых вертикальных кривых, на поворотах в конце спуска или подъема. Сужения дороге заставляют водителя снижать скорость. Особенно опасны неожиданные сужения дороги, о которых водитель не был предупрежден. Часто ДТП случаются на мосту во впадине, когда водитель на большой скорости съезжает под уклон. Здесь также происходит неправильная оценка габаритов встречного транспорта и ширины •'проезжей части, поэтому возникает боковое столкновение.            '   .'

рутые повороты, подъемы и спуски, сужения.

 

 

 

 

 

Следует различать реальные сужения дороги (ремонт и т. п. и мнимые, воспринимаемые водителем в силу некоторых особенностей его характера. К примеру, на мосту ширина проезжей часть может быть равной остальным участкам, однако из-за особенностей восприятия водители фактически чувствуют себя здесь ^ более стесненными. Аналогичный эффект возникает на участках с высокими ограждениями, бордюрами и т. п., от которых водитель удаляет автомобиль тем больше^ чем выше ограждение и скорость движения.
Кроме того, дорога становится уже с увеличением скорости потока, так как водитель рефлекторно сдаигается дальше от края проезжей части. При встречных разъездах на высокой скорости водители также стремятся оставить побольше интервал- между машинами. •
Следует также учитывать, что человеческий глаз оценивает ширину дороги в. зависимости от высоты расположенных рядом с ней вертикальных сооружений по отношению к проезжей части. В, результате одна и та же ширина дороги может восприниматься водителем как разная. Рис. 32). Не учет этого фактора некоторыми водителями ведет к столкновениям  со встречным транспортом из-за ошибок в оценке ширины проезда. •