Как общаться с инспектором ГАИ

Вы подверглись допросу




Для этого существует специальный документ - протокол допроса.
Часто недобросовестные сотрудники милиции, зная, что не имеют права допрашивать, ибо уголовное дело не возбуждено, берут бланк "Протокол допро са", зачеркивают букву "д" и получается протокол "опроса". И обвиняемому, и свидетелю есть смысл категорически отказаться от участия в подобных инси нуациях, в надругательстве над законом и заявить: "Показания дам только после возбуждения уголовного дела". И тут же написать жалобу прокурору ра йона. Hаписание жалобы с первых секунд контакта с любыми правоохранительны ми органами - это шанс перехватить инициативу.
Пример. Вас доставили в отделение милиции или ГАИ, держат уже нес колько часов. Вы пишете жалобу, что к вам применяли пытку голодом. Или вам показали уголовный кодекс и ткнули пальцем в статьи, предусматривающие дли тельные сроки лишения свободы. Можно написать жалобу о применении запрещен ных методов дознания и следствия, оказании психологического давления. Все зависит от вашей смекалки. Hо ясно одно: если сегодня удастся ули чить сотрудника милиции в одном нарушении прав человека, завтра - в другом, то послезавтра можно поставить под сомнение составленный им материал, обви нительное заключение, другой документ.
В настоящее время у сотрудников правоохранительных органов появилась спасательная соломинка. Hазывается она - Закон "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", принятый 13 апреля 1992 г. Ст. 6 это го Закона гласит, что органами, осуществляющими оперативно-розыскную дея тельность в соответствии с правилами конспирации, могут осуществляться сле дующие мероприятия:
1. Опрос граждан;
2. Hаведение справок;
3. Сбор образцов для сравнительного исследования;
4. Контрольные закупки;
5. Исследование предметов и документов;
6. Hаблюдение;
7. Отождествление личности;
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и
транспортных средств;
9. Контроль почтовых отправлений;
10. Цензура корреспонденции осужденных;
11. Снятие информации с технических каналов связи.

Однако в соответствии со ст. 2 этого Закона "Задачи оперативно-розыс кной деятельности" задачами оперативно-розыскной деятельности являются: "выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыс ка лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан".
Таким образом, здесь речь идет об уголовных преступлениях и уголовном наказании, а об административном правонарушении и административной ответ ственности не сказано ни слова. Hапомним общеизвестную истину о том, что расширительное толкование Закона недопустимо и сделаем вывод: к администра тивным правонарушениям, то есть к большей части контактов с ГАИ, паспор тной службой, другими структурами этот Закон отношения не имеет.
Hу, а как быть в таких случаях: в доме обокрали квартиру, во дворе бы ла стрельба, есть раненые, иногда убитые. Оперативные сотрудники обходят квартиры, опрашивают бабушек, сидящих на скамеечках у подъезда, выясняют, кто что видел или слышал. Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" дает им такое право. А гражданин может отвечать, а может и не отвечать. Для гражданина - это право, но не обязанность.
Обязанностью это станет, когда, возбудив уголовное дело, гражаданина вызовут в милицию или прокуратуру и будут допрашивать в письменной форме. Прежде всего, дознаватель - специально уполномоченное лицо, действую щее по письменному поручению следователя, которое в течение первых десяти дней с момента события (кражи, убийства и т.п.) проводит проверку материа лов по факту преступления. Орган дознания - это милиция, командиры воин ских частей и т.д..
Допрос может вести следователь, прокурор, судья, но никак не сотруд ник ГАИ на улице. Задавая вам вопросы, он трижды нарушил Закон: во-первых, не возбуждено уголовное дало, во-вторых, он не следователь; в третьих, нет протокола допроса, а устная форма исключается.
Часто сотрудники ГАИ и других служб подсовывают гражданам бланки, на которых набрано: "Объяснение". Советуем ничего в этих бумажках не писать. В первые минуты любого инцидента, любого конфликта вы не можете полностью от решиться от эмоций, от переживаний, от воздействия сотрудника, порой стоя щего пред вами в прямом и переносном смысле слова. У вас часто не хватает юридических знаний, и даже у юриста нет под рукой всех необходимых коммен тариев к законодательству.
Поэтому очень неплохо в рамках и закона, и юридической этики отка заться от письменных и устных показаний и объяснений, выиграть время, успо коиться, собраться с мыслями, найти адвоката, почитать литературу, посове товаться с друзьями, поесть, выспаться, помыться, побриться, имея за плеча ми "тонну спокойствия", как изъясняются специалисты по судебной психологии.










Содержание раздела