Энциклопедия авто чайника


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля








Зона безопасности сзади


Соблюдение безопасной дистанции сзади в большей степени зависит от того, кто движется за вами. Однако надеяться на него можно не всегда.

Если вы движетесь достаточно быстро, соблюдая установленные скоростные ограничения, и видите, что кто-то спешит и едет за вами почти вплотную, дайте ему возможность обогнать вас.

Если же движущийся сзади не торопится, а приблизился к вам на опасно близкую дистанцию просто из-за неграмотности, увеличьте дистанцию по отношению к движущемуся впереди до 3–4 с. Тогда в слу­чае необходимости торможения у вас будет достаточно времени и ме­ста, чтобы тормозить плавно, давая этим возможность движущемуся сзади остановить автомобиль.

На загородной дороге старайтесь быть в одиночестве, не пристра­ивайтесь к проезжающим пачкам автомобилей.

Изменяя форму зоны безопасности, вы можете снизить вероят­ность столкновения в любой ситуации. Для этого надо выбрать наибо­лее подходящую траекторию и скорость движения. Например, если вы видите ребенка на правой стороне дороги, объезжайте его как мож­но левее. Если к вам на большой скорости приближается грузовик с прицепом, займите крайнее правое положение. Этим вы обеспечи­те себе возможность успешного устранения последствий своих и чужих ошибок. Снижение скорости позволит не только облегчить выполне­ние избегающего маневра, но также уменьшит тяжесть возможного происшествия.

Старайтесь двигаться посередине полосы движения, которую вы выбрали, не отклоняясь вправо или влево. Тем самым вы обеспечите равномерное распределение свободного пространства с обеих сторон автомобиля. При увеличении вероятности присутствия невидимого ва­ми участника ситуации необходимо увеличить свободное пространство с той стороны, где он может появиться. Например, вы подъезжаете к нерегулируемому перекрестку. Справа растут деревья, закрывающие обзор обстановки на примыкающей справа дороге. Каким образом можно увеличить безопасность в такой ситуации?

Подъезжайте к перекрестку как можно левее. Это позволит вам, во-первых, заметить помеху справа раньше, во-вторых, водитель авто­мобиля, подъезжающего справа, будет иметь возможность также рань­ше увидеть вас и затормозить, в-третьих, у вас будет дополнительное пространство, столь необходимое в случае возникновения конфликта. При проезде мимо стоящего транспорта, в особенности автобуса или троллейбуса, следует держаться по возможности левее, так как из-за не­го могут появиться люди, переходящие дорогу.

Довольно часто две или несколько опасностей появляются однов­ременно. Например, автомобиль, движущийся впереди, начинает по­ворачивать направо, а встречный транспорт завершает обгон. В этом случае можно рекомендовать такие варианты решений: увеличить зо­ну безопасности со стороны одного из наиболее опасных объектов; увеличить зону безопасности с той стороны, где количество опаснос­тей наибольшее.

Дорожная обстановка меняется постоянно, поэтому выбор наибо­лее безопасной траектории движения — непрерывный процесс. При этом старайтесь учесть следующие важные моменты.

Обеспечивает ли выбранная траектория движения наилучшую для данной ситуации зону безопасности? Какова ваша видимость? Ви­димость может быть ограничена холмами, поворотами дороги, объ­ектами, стоящими в придорожной области, другими транспортными средствами. Надо стараться так разместить свой автомобиль на про­езжей части, чтобы вам была видна окружающая обстановка, а другие участники ситуации хорошо бы видели вас.

Не мешает ли ваш автомобиль движению потока? Чем меньше за­труднений вы будете создавать для других, тем меньше их будет у вас самих.

Соответствует ли траектория вашего движения состоянию проез­жей части дороги? На дорогах встречаются участники с пониженным коэффициентом сцепления, канавами, ухабами. Их надо избегать.

Следующий прием, который можно использовать для поддержания необходимой зоны безопасности, — это согласование по времени сво­его движения с характером дорожно-транспортной обстановки. Напри­мер, выбрав наилучшее место разъезда со встречным транспортом, вы можете снизить вероятность столкновения с ним. Для этого надо вы­брать такую скорость движения, чтобы ваш разъезд произошел на участке, имеющем наибольшее свободное пространство. Избегайте разъезда на узком участке дороги или в местах, где присутствуют дру­гие опасности: пешеходы, велосипедисты, плохая проезжая часть, недостаточная видимость и т.д. Допустим, двигаясь по узкой дороге, вы нагоняете велосипедиста, едущего по вашей стороне, в то время как впереди появляется встречный грузовик. В этой ситуации надо вы­брать такую скорость, которая позволит избежать встречи с велосипе­дистом и грузовым автомобилем в одном месте. Если водитель грузовика или велосипедист совершает неожиданный маневр, у вас бу­дет необходимое пространство на дороге, которое позволит исправить ошибку.

При выборе скорости движения исходите из наиболее возможных ошибок других участников ситуации. При этом поступайте так, чтобы ваши действия были понятны другим.

Теперь о выборе времени для совершения маневра. Старайтесь находить для выполнения маневра наилучшие условия. Например, не стоит обгонять на участках, имеющих скользкое покрытие или плохую видимость. Условия могут быть более благоприятны в какое-то опреде­ленное время. В это время и следует выполнять маневр. Например, для поворота в узкий проезд надо выбрать такое время, чтобы исклю­чить возможность встречного столкновения с транспортом, выезжа­ющим из него. Обгон или смену полосы движения не надо начинать, находясь в «слепой» зоне. При совершении любого маневра старай­тесь занимать как можно меньше места. Избегайте выполнения сразу двух маневров. Избегайте бессмысленных маневров. Если вы пропусти­ли благоприятный момент для поворота, лучше сделайте его на следу­ющем перекрестке.

Довольно распространенная ошибка — одновременное выполнение нескольких действий по управлению автомобилем, часть которых можно спокойно выполнить раньше или позже. Например, не стоит пытаться одновременно включать сигнал поворота, переключать пере­дачу, устанавливать зеркало заднего вида и закуривать. К добру это не приведет. Ограничьтесь только самым необходимым для выполнения маневра. Старайтесь расположить ваш автомобиль при движении по дороге таким образом, чтобы другие участники движения видели вас. Одной из распространенных ошибок является движение в зоне невиди­мости. Старайтесь избегать движения сбоку и чуть сзади других автомо­билей в течение длительного времени. Увеличьте скорость и проезжайте вперед либо немного отстаньте. Обгоняя автомобиль, постарайтесь миновать зону невидимости его водителя как можно быстрее. Чем доль­ше вы будете в ней находиться, тем больше будет опасность.

При совершении маневров на пересечениях дорог следует помнить, что наиболее опасен такой поворот, при котором вы пересекаете мак­симальное число полос. Поэтому поворачивайте с полосы, находящей­ся ближе всего к стороне поворота. Если вы поворачиваете налево, займите левую полосу. Если вы поворачиваете направо, займите пра­вую полосу.

После поворота займите полосу, ближайшую к той, с которой вы повернули. При левом повороте выезжайте на левую полосу, при пра­вом — на правую. Если вы хотите перестроиться, делайте это только после того, как закончили поворот и убедились в отсутствии помех.

Если вы уже выехали на перекресток, продолжайте движение. Если начали делать поворот, закончите его. Изменение направления в по­следний момент часто приводит к ДТП.