Энциклопедия авто чайника


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля








Приемы руления


При движении на прямолинейных участках дороги руки следует дер­жать в положении примерно «без пятнадцати три» по воображаемо­му на месте рулевого колеса часовому циферблату. Пальцы рук плотно обхватывают обод, причем большие пальцы рук находятся с внутрен­ней стороны обода — закрытый захват, позволяющий надежно удержи­вать руль.

Рекомендуемое стандартное положение рук на рулевом колесе обес­печивает максимальный в любую сторону угол поворота рулевого ко­леса. Кроме того, также оно обеспечивает максимальную точность управляющих воздействий как при управлении рулевым колесом дву­мя, так и одной рукой в случае манипулирования другой иными орга­нами управления автомобиля. Стандартное положение рук на рулевом колесе является составной частью «позы готовности» на опасность и способствует быстрому реагированию.

В зависимости от условий водители применяют различные приемы поворота рулевого колеса и перестановки рук, иначе это называется «руление». Чтобы знать, какими способами руления пользоваться води­телю в различных ситуациях, необходимо рассмотреть классификацию техники манипулирования рулевым колесом.

Установим, для каких целей необходимо руление. Оно служит для поддержания или изменения направления движения автомобиля, а так­же его стабилизации при заносе.

 

Различают три вида руления:

1) выравнивающее — поворот руля на небольшой угол для компен­сации отклонений автомобиля при прямолинейном движении;

2) компенсаторное — руление, с помощью которого ликвидируются заносы автомобиля;

3) основное — руление при поворотах автомобиля.

 

Выравнивающее руление при движении почти постоянно, оно зави­сит от скорости автомобиля, состояния дороги и рулевого управле­ния. Чем выше скорость и хуже состояние дороги, тем интенсивнее выравнивающее руление. Оно осуществляется обычно без перестанов­ки рук из исходного положения поворотом руля на небольшой угол в обе стороны.

В зависимости от величины заноса и скорости автомобиля при­бегают к двум способам компенсаторного руления — силовому и ско­ростному. Если скорость автомобиля небольшая и водитель во время (в начальной фазе) «поймал» занос, он может ликвидировать его по­воротом рулевого колеса одной или двумя руками одновременно без перехвата из исходного положения либо выполняя поочередно каждой рукой перехват, но без перекрестной смены рук.

При сильном заносе или в других экстренных случаях прибегают к скоростному способу руления. Он может выполняться как одной ру­кой, так и поочередно двумя руками, а также сочетанием работы рук одной- двумя или двумя- одной. Характерный признак скоростного руле­ния — быстрая перекрестная смена рук. Следует отметить, что прием поворота с окрестным перехватом долгое время считали небезопасным. Однако последние исследования, проведенные НИИАТ, доказали оши­бочность бытовавшего мнения об этом приеме скоростного руления.

Обычные повороты автомобиля в зависимости от скорости и кру­тизны (радиуса) поворота выполняются силовым или скоростным способом. Причем последний используется на поворотах с малым ради­усом кривизны и при нескользком покрытии, а также при экстренном маневрировании.

 

Возвращение рулевого колеса для придания автомобилю новой траектории движения после выполнения поворота может осуществ­ляться силовым или скоростным способом. Однако на практике час­то можно видеть, как водитель отпускает рулевое колесо и ждет, пока оно возвратится (раскрутится) в нейтральное положение. По сообра­жениям безопасности это недопустимо. Есть немало случаев, когда при неправильной регулировке углов установки колес, а также в случаях чрезмерной затяжки рулевого механизма «руль замирал» на месте после снятия с него рук, что приводило к тяжелым последствиям.

Наблюдения за многими водителями, а также результаты экспери­ментальной работы, проведенной НИИАТ, показывают, что техника руления у большинства водителей даже высокой квалификации дале­ка от совершенства. Это связано в первую очередь с тем, что при под­готовке водителей не уделяется должного внимания важному вопросу формирования мастерства управления автомобилем. Поэтому навыки управления рулевым колесом чаще всего формируются посредством многолетней водительской практики, причем не всегда правильно. Ошибки в управлении автомобилем чаще всего проявляются в кри­тических дорожно-транспортных ситуациях, особенно на скользком дорожном покрытии. В этих условиях многие водители не умеют ис­пользовать максимальную скорость вращения рулевого колеса, у них наблюдается неоптимальная координация движения рук, незнание рациональных приемов управления.