Энциклопедия авто чайника

Переключение передач


Сокращение времени разгона связано также с умением быстро и в нужный момент переключать передачи. На большинстве современных автомобилей рычаг переключения пе­редач напольного типа. Рекомендуется рукоятку рычага переключения передач при перемещении ее в любую сторону брать правой рукой за­крытым обхватом. Исследования показали, что при таком способе обеспечиваются быстрота и точность переключений, а также необхо­димая чувствительность руки. При этом, когда рычаг переводится на себя, пальцы тянут его, а ладонь контролирует его положение. При движении от себя ладонь давит на рукоятку, а пальцы контролируют положение рычага. Смотреть на рычаг переключения не следует, взгляд должен быть направлен вперед, левая рука находится на руле­вом колесе.

Очень важно, чтобы правильно было отрегулировано сиденье. Водитель должен доставать правой рукой до рукоятки при любой вклю­ченной передаче без каких-либо наклонов туловища вперед. Иногда с этой целью регулируют также и положение рычага переключения пе­редач. Многие водители допускают ошибку, не переставляя левую ру­ку на рулевом колесе при переключении передач в верхний сектор руля, а оставляя ее в исходном (без пятнадцати три) положении или, еще хуже, в нижнем секторе руля. В этом случае возможности экстрен­ного маневра с одной левой рукой на руле сильно сужаются, так как амплитуда поворота рулевого колеса, особенно влево, ограничена. Кро­ме того, у начинающих водителей наблюдается непроизвольное дви­жение руля влево, особенно при тугом переключении передач, если рука не перенесена на верхнюю дугу рулевого колеса.

Осторожное, плавное включение сцепления, чтобы избежать рыв­ка в трансмиссии, характерно для низших (1, 2-й и задней) передач. При включении последующих передач сцепление отпускается без про­медления, так как рывка в этом случае не ощущается.

Для выключения сцепления приходится прилагать ощутимое уси­лие левой ноги. На современных автомобилях для облегчения управ­ления сцеплением устанавливается даже сервопривод. Вместе с тем, особенно на низших передачах, нужно обеспечить очень плавное отпу­скание педали в момент включения сцепления. Этим требованиям мож­но удовлетворить, если нажимать на педаль средней частью стопы. Она и жесткая, и чувствительная одновременно. При этом в выжатом положении педали каблук не должен упираться в пол, так как иначе может быть неполное выключение сцепления. Очень важно приучить себя с самого начала не держать постоянно ногу на педали сцепления. Это приводит к излишнему напряжению и утомлению ноги, прежде­временному износу сцепления. Кроме того, в критической ситуации (если нога располагалась на педали сцепления), как правило, срабаты­вают обе ноги, нажимая одновременно педаль сцепления и тормоза, что значительно повышает вероятность заноса при резком торможе­нии. Поэтому после отпускания педали тормоза левую ногу следует снять с педали и расположить ее в свободно-расслабленном состоянии на полу кабины левее педалей.

Обращайте внимание на полное выключение сцепления при пере­ключении передач, для чего педаль следует отжимать до упора. Иначе будет затруднено переключение передач и повысится износ синхрони­заторов.

В современных автомобилях все передачи, как правило, синхрони­зированы, поэтому особых сложностей при переходе с высшей на низ­шую передачу не ощущается. Однако чем больше перепад скоростей при включении пониженной передачи, тем плавнее должно вклю­чаться сцепление, чтобы избежать блокировки колес автомобиля. Во многих случаях бывает полезной при переходе на низшую передачу так называемая перегазовка. При этом рычаг переключения передач задерживают в нейтральном положении, педаль сцепления отпускают, нажимают умеренно на педаль подачи топлива и, нажав сцепление, включают пониженную передачу. Причем чем больше перепад скоро­стей при переключении передачи, тем больше промежуточный газ.

При планировании маневров следует учитывать, что переключение передач требует определенного времени, при этом рулевое колесо удерживается только одной рукой. К примеру, рабочее торможение и переключение передачи — совместимые действия, а крутой поворот и переключение не совместимы по ряду причин. Во-первых, одной ру­кой сложнее и дольше поворачивать, чем двумя; во-вторых, при попыт­ке перейти на низшую передачу на повороте, особенно на скользком, может возникнуть блокировка колес и занос. Следовательно, требу­емую передачу следует включать перед поворотом.




Содержание раздела