Энциклопедия авто чайника

Технический подход


Первым делом прокатываем маршрут на стандартной машине — «запи­сываем» ощущения «на корочку».

Начинаем с усилителя кузова. Это увеличивает крутильную жесткость кузова более чем на 25%. Это ведь целая четверть! Что за этим стоит — прочность, а значит, долговечность кузова, самой дорогой составляю­щей автомобиля. Если при этом учесть наши плохие дороги.… Поэто­му проникаюсь к усилителю уважением, даже еще не садясь за руль автомобиля с такой встроенной «железякой». Крепится она между спинкой заднего сиденья и багажником, накрепко растягивая (или рас­пирая) кузов в зоне арок задних колес. Ничему не мешает. Даже если спинку заднего сиденья придется снять, то доступ из салона в багажник ничем не перекрывается. Но все же интересно, как это усилитель повлияет на поведение автомобиля.

По прямой «десятка» идет как по ниточке, нисколько не реагируя на мелкие неровности в асфальте. Нет нужды подруливать на любых скоростях вплоть до 150–160 км в час даже при пересечении под ост­рым углом продавленной в асфальте колеи тяжелыми грузовиками — стандартная «десятка» при таком «упражнении» норовит рвануть в сто­рону. При небольших поворотах руля, например, при перестроении на шоссе, машина управляется заметно четче и точнее. В плавных поворотах ощущается эффект легкого подруливания задней оси, помогающей вписаться в поворот. Даже при сворачивании с дороги в дворовый проезд машина помогает мне поворачивать. Интересно! Теперь о недостатках. Несколько ухудшилась информативность на ру­ле. При небольших его поворотах усилие на баранке возрастает ме­нее заметно, чем на обычной «десятке», хотя на в этом плане оставляет желать лучшего.

Плохо «подсказывает» машина, что начала отклоняться от курса. Но это мелочь, с которой можно мириться. А вот и более интересная закавыка. При входе в быстрый поворот рывком, да еще на большой скорости возникает легкий занос, активизирующийся с ростом боко­вой силы. Этот занос лучше корректируется добавлением газа, чем по­воротом руля. После двух­трех повторов мне это даже нравилось, хотя «чайника» такое поведение может напугать. И при его неправильных действиях привести к неприятным последствиям. Чем быстрее, актив­нее и неграмотнее входить в поворот, тем больше шансов развернуться в нем задом наперед.

Добавляем переднюю растяжку, и теперь «десятка» «упакована» предложенным комплектом. Повторяю заезды. Информативность на руле улучшилась (практически вернулась к той, что на «стандарте»). Несколько активизировался самовозврат руля. На прямой теперь «де­сятка» ведет себя как стрела, выпущенная из лука! Но самое приме­чательное то, что избыточная поворачиваемость, проявлявшаяся в быстрых поворотах слегка «приутихла». Машина продолжает помогать прописывать кривую поворота эффектом, напоминающим подрулива­ние задней оси, но уже более деликатно. При этом она менее требо­вательна к профессионализму «пилота». Этот комплект мне нравится!

Теперь попробуем еще один компонент — стабилизатор. Этот уже из другой серии — доработка подвески. Вариантов его установки сего­дня мы имеем целых четыре: стабилизатор можно поставить на стан­дартную машину, можно «скрестить» его с растяжкой или с усилителем и даже с их «комплектом» (последний вариант самый многофактор­ный). Решаем пойти по самому простому и интересному пути. Попробу­ем сочетание «подвесочного» и «кузовного» элементов. Из «кузовных» элементов выбираем усилитель, так как он наиболее значимо меняет характеристики «десятки».

Итак, задний 16­ти миллиметровый стабилизатор на пару с задним усилителем (растяжку снимаем). И что же получаем в итоге? Ответ го­тов. Если вы взялись покатать девчонок и хотите услышать, как они визжат — это то, что нужно!

В первом же быстром повороте «десятка» срывается задней осью в сторону и проходит его в глубоком заносе, визжа резиной. Если ма­шину удается удержать «в узде», то при этом внутреннее переднее ко­лесо активно вывешивается и начинает пробуксовывать, резко ограничивая возможности водителя влиять на процесс управления до­бавлением тяги. Это при скорости около 60 километров в час на су­хом асфальте, да на хороших шинах. А что же будет на мокром или при шинах похуже? Отвечаю, — девчонки завизжат уже при скорости около 40 км в час, а у водителя шансы потерять дорогу значительно возрастут.

Ну, а в остальном что? Увы, у такого «букета» плюсов гораздо мень­ше, чем минусов — ощущение более плавной задней подвески, нежели в стандартном исполнении. А еще вворачивание автомобиля в поворот в начальной его фазе. Ощущение такое, будто с поворотом руля ты поворачиваешь весь автомобиль вокруг вертикальной оси. Но если скорость будет чуть быстрее, чем нужно… Правильно, об этом мы уже говорили — девчонки завизжат, а может быть, и сам водитель.

На прямой уже при скорости чуть больше 120 км в час передок машины начинает «плавать» по дороге, заставляя судорожно вцеплять­ся в руль, хотя он уже мало помогает. В пологом повороте с неболь­шими неровностями машину начинает раскачивать по диагонали. Возникает ощущение неисправных амортизаторов, кажется, что маши­на в любой момент может оторваться от дороги и взлететь.

На этом решили остановиться и испытания всех дальнейших «кок­тейлей» прекратить. Слишком уж много вариантов (их еще целых три осталось) — пусть у нас будет повод для следующего, отдельного разго­вора. Попробуем стабилизатор в разных сочетаниях с элементами «ку­зовных» элементов. Скажу только, что «компот» из двух таких изделий как усилитель кузова и задний стабилизатор, может оказаться шипучим шампанским и выстрелить в самый неподходящий момент.

Думаю, что среди истинных любителей быстрой езды с прочными водительскими навыками этот «пакет» будет пользоваться повышен­ным спросом. Хочу только предупредить тех, кто уже прицелился на эту покупку, — если будете подбирать шины, откажитесь от тех, которые склоняют автомобиль к заносу. В противном случае вы можете акти­визировать избыточную поворачиваемость. Помните, что настоящий тюнинг — штука деликатная и тщательная!

 




Содержание раздела