Энциклопедия авто чайника


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля








История одного изобретения


Технологию, по которой краска наносится на автомобиль, придумал и запатентовал в 1878 году американский ювелир Эбнер Пилер. Из не­скольких старых трубок, швейной иглы и самодельного ручного ком­прессора он смастерил первый распылитель водо растворимой краски и в качестве отдыха от возни с алмазной крошкой и золотой струж­кой в своей мастерской рисовал с помощью этого инструмента пейза­жи родного штата Айова. Права на его изобретение купила фирма Liberty Walkup, которая в 1884­м занялась «раскруткой» нового способа живописи, названного «аэрографией», и продажей первых моделей распылителей, получивших название airbrush (воздушная кисть). Вско­ре фотографы всего мира активно использовали airbrush для ретуши или раскрашивания черно ­белых снимков.

Причем «бесконтактная» техника нанесения краски позволяла получать как четкие и тонкие, так и размытые контуры и линии, бла­годаря чему рисунки, сделанные аэрографом, по восприятию были очень близки к качеству настоящих фотоснимков того времени. Не­которые фотосалоны даже предлагали клиентам такие услуги, как до­бавление на фото новых деталей или полное изменение заднего плана.

Настоящий бум аэрографии начался в начале ХХ века. Аэрограф тогда был для художника таким же модным и полезным инструментом, как сегодня лэптоп для бизнесмена. С помощью «воздушной кисти» рисовали объявления, афиши, рекламные плакаты и иллюстрации в журналы. Почти все рисунки, в которых требовалась передача изобра­жения фотографического качества, делали методом airbrush.

Первые аэрографические изображения, появившиеся на автомоби­лях, имели исключительно утилитарную функцию — это были номера на кузовах гоночных машин. Затем борта спортивных автомобилей стали украшать названия и логотипы спонсоров, а также изображения завоеванных кубков. Следующей ступенью эволюции «спортивной аэрографии» были уже художественные рисунки — различные символы, огненные вспышки, бегущие животные или летящие птицы. С течени­ем времени автоспорт становился все более популярным и професси­ональным, количество спонсоров увеличивалось, и каждый сантиметр поверхности кузова гоночного болида становился дорогостоящим товаром. Поэтому «некоммерческие» изображения вскоре покинули автоспорт. Однако художественная роспись автомобилей не умерла, а продолжала активно развиваться в частном секторе. Уже в 40­х годах в Америке и Европе появились специальные фирмы, наносящие на автомобили несложные изображения, состоящие не более чем из двух­трех цветов, а спустя еще десять лет многочисленные airbrush­ателье предлагали владельцам автомобилей рисунки любой сложности фото­графического качества.

В Россию автомобильная аэрография добралась лишь к середине 80­х годов, зато всего за несколько лет прошла все стадии взросления и развития, от напыления из баллончика сквозь трафарет одноцветных драконов до полного художественного оформления автомобиля с по­мощью профессиональной airbrush­аппаратуры стоимостью несколь­ко тысяч долларов. Заморские технологии превращения машин в живые картины стали доступны всем и оказались не сакральным волше­бством (как думали многие отечественные автовладельцы в советское время), а вполне приемлемым средством подчеркнуть индивидуаль­ность владельца автомобиля.