Энциклопедия авто чайника


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля








Чем грозит тонировка


Тонированные стекла имеют целый ряд преимуществ перед абсолютно прозрачными.

Во­ первых, поскольку постороннему глазу при тонированных стек­лах остается недоступным все, что забыто в машине, не каждому вориш­ке взбредет в голову залезать в поисках добычи на авось. Да и разбить такое стекло ему будет сложнее, ибо оно способно выдержать удар, соответствующий удару камнем.

Кроме того, стекла с качественными пленками поглощают солнеч­ные блики, устраняют весьма неприятный эффект зеркала, приглуша­ют ослепляющий свет фар встречных машин, не разлетаются при аварии осколками по салону, а удерживаются на пленке. Фирменная тонировка отражает почти сто процентов ультрафиолетовых и семь­десят процентов тепловых лучей, тем самым предохраняя салон от вы­горания. Летом пленка предохраняет пассажиров от солнечного удара, а зимой легко задерживает в салоне почти третью часть тепла! Напра­шивается очевидный вывод: тонировать не только можно, но даже необходимо!

Идея запретить излишнюю тонировку пришла к нам, видимо, из Северной Кореи, Трудовая партия которой еще совсем недавно за­прещала своим согражданам вешать в квартирах на окна шторы и даже тюль — партийный вождь товарищ Ким Ир Сен говаривал: «У народа от партии не должно быть секретов». Их и не было: жители каждого дома могли с предельной точностью подсчитать, когда у их соседей в доме напротив родится очередное чадо.

Российские апологеты северокорейских идей чучхе от ГИБДД в чужие квартиры залезть не сумели — не их территория, но забра­лись с ногами в чужой автомобиль: в Правила дорожного движения они протащили положение о том, что дополнительные покрытия, ухудшающие прозрачность стекол автомобиля, являются достаточным основанием для запрещения его эксплуатации.

При этом речь даже не шла о совершенно черных стеклах: разре­шено было применять лишь тонированные стекла промышленного из­готовления со свето пропускной способностью не менее 70 процентов. То есть примерно равной аналогичной способности оконного стекла, не мытого неделю.

В 1992 году, когда российский рынок оказался едва ли не завален иномарками, не имевшими у себя на родине аналогичных табу, в ГОСТ от 1988 года была внесена поправка: «стекла, не влияющие на обзор водителя, могут иметь светопропускание менее 70 процентов. При на­личии исправных боковых зеркал стекла задней полусферы автомо­биля могут иметь любое светопропускание».

Одновременно возник и самый вопиющий парадокс: требования ГОСТа не распространяются на стекла, имеющие электро обогрев. И это даже притом, что электрообогревом оборудованы, как прави­ло, задние стекла, неизбежно попадающие в поле зрения водителя че­рез зеркало заднего вида и существенно влияющие на безопасность движения! Держитесь за табуретку: заднее стекло с электро подогре­вом, согласно ГОСТу, может быть абсолютно непрозрачным! А вот задние боковые, не оборудованные электроподогревом, от которых обзор ровным счетом никак не зависит, могут поглощать свет лишь на 40 процентов.

Впрочем, полный бред обнаружился по соседству — в ГОСТе 28070­89, регламентирующем обзорность с места водителя, и Приложении к ос­новным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации. Так вот, оба эти документа гласят, что на стеклах, не находящихся в по­ле зрения водителя, то есть на задних боковых в том числе, можно использовать непрозрачные шторки!

Бесспорно: автомобиль с абсолютно черными стеклами, особенно лобовым и передними боковыми, может представлять повышенную опасность по вполне понятным причинам.

Так же бесспорно и другое: затемненные стекла автомобиля, рас­положенные вне поля зрения водителя, при условии, что лобовое и стекла передних дверей абсолютно или относительно прозрачные, опасности не представляют.

Логика милиционеров сводится к обратному: «Тонированные стекла — это плохо, ведь не видно, что вы везете в салоне — оружие или террористов».

Ну, во ­первых, на физиономии не каждого террориста нацарапано гвоздем, что он террорист. Во­ вторых, трудно представить главаря Н­ской группировки, который на утреннем инструктаже перед разбор­ками заявит братанам: «Стекла тонировать нельзя, значит, пулеметы на стрелку не повезем. Вооружимся граблями и лопатами!». И в­ треть­их, сквозь гардинные шторки, которые в законе, видимость са­а­авсем плохая.

В защиту теории о ярко выраженной опасности затемненных стекол придорожные милиционеры толкают еще один довод: водитель дол­жен видеть не только первый движущийся впереди него автомобиль, но и следующий. Якобы для того, чтобы вовремя узнать: где­ то там впереди кто ­то уже начал тормозить.

Но ведь очевидно, что не будет опытный водитель вглядываться далеко вперед через стекла битком набитого «Запорожца», кричать его пассажирам «Пригнитесь — ни хрена не видно!», ибо из виду может запросто упустить вполне реальную опасность — колдобину, знак о под­стерегающей опасности или детей на дороге. Со всеми вытекающими последствиями.

Но даже если признать эту нелепость истиной, следуя милицей­ской логике, необходимо запретить трейлеры, тракторы, грузовики, пожарные автомобили и кареты «скорой помощи», ибо они уж точно не стеклянные. Или, на худой конец, их продырявить.

А заодно и поставить к стенке каждого водителя, который на морду лица водрузил солнцезащитные очки.

При прохождении техосмотра вы должны помнить, что контролер обязан измерять прозрачность стекол исключительно приборами — так называемыми тауметрами, среди которых самым распространен­ным является «Блик».

Такой прибор должен иметь свидетельство о прохождении еже­годной государственной поверки в местном органе сертификации, этикетку с указанием срока следующей поверки и личную пломбу пове­ряющего. Отсутствие пломбы на приборе дает основания подозревать показания в неточности.

Впрочем, точность «Блика» зависит еще и от питания, температуры и влажности воздуха. Неверные результаты прибор выдает при моро­зе ниже минус 10 градусов Цельсия, при повышенной влажности возду­ха и слабеньком аккумуляторе, послужившем для прибора источником питания. Точность показаний, однако, никоим образом не зависит от времени суток — светопропускную способность можно им измерять даже темной ночью.

Дабы избежать путаницы и, как следствие, — вымогательства со сто­роны сотрудников ГИБДД, важно уяснить, что если прибор высветил цифру «60», это вовсе не значит, что стекло затонировано на 60 про­центов. Наоборот, это значит, что 60 процентов света прошло беспре­пятственно, а стекло «съело» только 40.

На дороге же всегда следует помнить, что, согласно Приказу МВД РФ 329 и «Наставлению по работе ДПС ГИБДД МВД РФ» сотрудни­кам ДПС запрещается проводить проверку технического состояния транспортных средств при наличии у водителей действующего талона о прохождении техосмотра.

Таким образом, получив талон, можно до следующего ТО смачно плевать на «Блик» со всеми его милицейскими процентами. Тем более что чаще всего сотрудники ГИБДД на дороге определяют степень то­нировки на глаз или прикладыванием обрывка газеты к стеклу и про­веркой ее читаемости.