Энциклопедия авто чайника


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля








Бронирование автомобиля 2


В связи с этим назначение брони лимузина в первую очередь заклю­чается в снятии случайных криминальных угроз либо в том, чтобы принять на себя первый удар организованного преступника. Конструк­тор в каждом конкретном случае вынужден решать задачу, базирую­щуюся на достаточно тонком компромиссе между техническими возможностями базового автомобиля и дополнительным весом, обус­ловленным соответствующим уровнем защиты от определенного рода воздействий. Чтобы названные составляющие представляли собой единое целое, необходимо решить ряд взаимоисключающих задач, а именно: правильно адаптировать тщательно спроектированную кон­струкцию автомобиля под увеличенный вес, минимизировав, по воз­можности, отрицательное воздействие дополнительной нагрузки на ходовые качества автомобиля, его пассивную безопасность и коррозий­ную стойкость кузова.

Свойства баллистической защиты принято оценивать уровнями, которые определяются способностью противостоять наиболее распро­страненным типам стрелкового оружия, характерного для конкретной страны или региона. При этом классификация уровней или классов защиты учитывает наряду с типом оружия и тип боеприпасов, вес и конструкцию пули, ее скорость и энергию, дистанцию до объекта, угол обстрела и т.д. Поскольку западное оружие и боеприпасы к нему, используемые при разграничении уровней защиты, по своим харак­теристикам существенно отличается от отечественного, используемого в этих целях, при определении российским заказчиком необходимого уровня защиты могу возникнуть определенные трудности и даже ошибки.

Дело в том, что уровень броневой защиты автомобилей, поступа­ющих из Европы (Германии), оценивается по национальным (DIN) или общеевропейским (CEN) стандартам. В России и СНГ принято за­казывать автомобиль с уровнем защиты не ниже B6. Для европейского клиента это не очень распространенный заказ, поскольку этот вари­ант, с одной стороны, обеспечивает защиту от всего западного легкого стрелкового оружия, включая штурмовую винтовку G3 под патрон 7,62 х 51 с пулей со свинцовым сердечником. С другой стороны — предусматривает глубокую и довольно дорогостоящую модернизацию, в первую очередь ходовой части и ряда других систем автомобиля. Данный тип оружия по своей мощи существенно превосходит наибо­лее распространенный в России автомат Калашникова — АКМ или АК­74 и наиболее приближен к СВД в варианте патрона с ЛПС (лег­кая пуля стальная). Наиболее же распространенный на Западе уровень защиты — В4, обеспечивающий защиту от всего зарубежного коротко­ствольного оружия со стандартным боеприпасом, в России не совсем пригоден, поскольку реальную угрозу для такой защиты представляют не только любые модификации автомата Калашникова, но и отече­ственный пистолет «ТТ». Поскольку в последнее время и на Западе эти образцы отечественного оружия, правда, не всегда российского производства, получили довольно широкое распространение, в Герма­нии появились фирмы, которые, наряду с разработкой вариантов за­щиты под европейские уровни (европейское оружие), разрабатывают и защиту, адаптированную под данное оружие. В частности, наряду с защитой по уровню В4 появились варианты В4 (ТТ), В4+ (АКМ) и В4++ (АК­74). Последний уровень уже ближе к евро уровню В5. В по­следнее время заметно возросла заинтересованность в защите по клас­су В7, обеспечивающей защиту от пули той же штурмовой винтовки НАТО G3, но уже со стальным термо упрочненным сердечником.

Качество защиты автомобиля определяется, прежде всего, тщатель­ным проектированием броневой защиты по наиболее вероятным на­правлениям нападения, в т.ч. перекрытии технологических отверстий в кузове автомобиля для электропроводки, дверных проемов, защитой компьютерного блока управления двигателем и аккумуляторной бата­реи, установкой защитных жалюзи радиатора двигателя и взрывобезо­пасного самогерметизирующегося топливного бака, а также монтажом специальных вставок (бандажей) на колесных дисках на случай про­кола или прострела. На них можно проехать в cреднем до 50 км пути со скоростью от 50 до 60 км/час. В последнее время в качестве до­полнения к металлу при защите отдельных элементов кузова автомо­биля стали применяться различные полимерные материалы, которые позволяют обеспечить сбалансированность между дополнительным весом и техническими параметрами автомобиля. К наиболее распро­страненным полимерным материалам относятся «Kevlar» (DuPont), «Twaron» (AkzoNobel) и «SpectraShield» (AlliedSignal), отечественным аналогом некоторых из них является ТСВМ. Их прочность и вес обес­печивают надежную защиту без перегрузки базового автомобиля. Дан­ные материалы во много раз прочнее броневой стали аналогичного веса, однако гораздо дороже ее. При этом пакет из этих материалов будет гораздо толще стальной пластины, обладающей одинаковыми с ним защитными характеристиками. Поэтому в чистом виде они либо некоторые другие полимеры могут применяться при защите крыши или пола пассажирского салона автомобиля от воздействия взрывча­тых веществ (ВВ) и осколков взрывных устройств.

Применение стали, сплавов цветных металлов, и керамики в сочета­нии с полимерными материалами в виде так называемых баллистиче­ских сэндвичей дает возможность максимально обеспечить защиту автомобиля и снизить дополнительный вес. Такой «сэндвич» с одинако­вым успехом в состоянии задерживать и массивные осколки гранат, и термоупрочненные сердечники бронебойных пуль.

Прозрачная броня автомобилей за последнее время не претерпела каких­ либо серьезных изменений. Прозрачная броня представлена многослойными закаленными стеклами с внутренним поликарбонат­ным слоем, предохраняющим пассажиров от осколков при обстреле снаружи.

В зависимости от желания заказчика и технологических возмож­ностей бронировщика, боковые стекла могут быть выполнены опуска­ющимися вниз на 10–25 см с помощью подъемников, активируемых штатными выключателями. Как правило, стекла имеют выступающую наружную кромку и внутренний паз для фиксации и исключения виб­рации при движении на автомобиле. Переднее и заднее стекла име­ют аналогичную конфигурацию крепления, что позволяет защитить такие уязвимые места кузова, как, например, стыки между стеклами и рамкой, проемы между дверцами и дверными рамками. Европейские фирмы­ производители, как правило, устанавливают стекла с электро­подогревом, переднее стекло дополнительно может оснащаться пиро­патронами для «отстрела» в случае необходимости экстренной эвакуации пассажиров.

Основными параметрами определения качества бронестекла, есте­ственно, наряду с пуле стойкостью, является прозрачность, отсутствие внутренних межслойных пузырей, замутнений и оптических искаже­ний по передним боковым стойкам. Так, например, наиболее доро­гостоящими являются стекла, изготовленные «Pilkinton Aerospace» и «Isoclima» и применяются в основном европейскими бронировщиками. Менее дорогостоящие стекла без наличия электрообогрева изготавли­ваются компаниями «PPG», «Protective Armored Systems,Inc.», «Seblico Ltda» и т.д., применяются в основном американскими и канадскими бронировщиками.

И последнее. Качество работ по бронированию в конечном итоге будет оцениваться по уровню доработки салона. VIP­ клиент, ради кото­рого и приобретается автомобиль, не видит, какая броня установлена внутри кузовных деталей, как дооборудован бензобак и колеса. Но он видит, ощущает, как модернизированы сиденья и панели дверей, как «вживлено» заказанное им дополнительное оборудование. Так уж сло­жилось, что у каждой отдельно взятой компании, выпускающей бро­нированные автомобили VIP­ класса, существует своя собственная концепция того, как должен быть защищен автомобиль и чем он дол­жен быть оборудован в базовой комплектации. Все остальное может быть предложено в качестве дополнительной начинки за отдельную плату. Но и здесь есть определенные различия в перечне предлагаемо­го оборудования. Во многом это зависит от статуса и имиджа компании на местном и международном рынках, конструкторских и производ­ственных возможностей, сложившихся традиций, клиентской и зако­нодательной базы страны нахождения.

Что подразумевается под дополнительным оборудованием? Во­пер­вых, возможность установки специального оснащения, повышающего уровень защиты и безопасности сидящих в автомобиле пассажиров, и, во­вторых, несерийного оборудования, повышающего комфорта­бельность автомобиля, улучшающего его технические параметры и со­здающего неповторимый персонализированный имидж.