Энциклопедия авто чайника

Самые угоняемые автомобили


Преступления, связанные с кражами или угонами автотранспорта в Москве в 2004 г., составляют 3–4% от общего числа регистри­руемых. В первом квартале 2003 года на территории РФ органами внут­ренних дел зарегистрировано 22,5 тыс. угонов и краж автотранспорта, из них раскрыто около 9 тыс. преступлений подобного рода. В Москве красть машины стали чаще. За январь-май 2004 года в сто­лице зарегистрировано 6160 угонов и краж автотранспорта, что на 138 случаев или 2,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, на Москву приходится больше четверти всех угонов, совершаемых по стране. Машины воруют и на запчасти, и на продажу. В МВД утверждают, что чаще всего угоняют переднеприводные ВАЗовские «девятки» и «де­сятки» и рестайлинговые ВАЗ-2115. На них приходится почти 50% всех краж. Что касается иномарок, то, по милицейской статистике, воры пред­почитают угонять Audi, Volkswagen, BMW и Mercedes. В основном про­фессиональные угонщики «работают» преимущественно на 2–3-летних престижных иномарках, особой «любовью» пользуются подержанные Audi A6 и Volkswagen Passat.

Большой интерес преступников вызывают также автомобили пре­миум- класса — Audi A4 Quattro, Toyota Land Cruiser и Mitsubishi Pajero. По мнению экспертов, к группе повышенного риска можно отнести также весь модельный ряд Mercedes-Benz (особенно автомобили E-клас­са) и внедорожник BMW X5. Недавно появились и такие «экзотичес­кие» виды преступного автобизнеса, как хищение строительной техники и большегрузного автотранспорта.

С целью противостояния угонщикам московская милиция все время совершенствует методы борьбы с ними. Так, например, с января 2004 г. были введены в действие первые мобильные АПК (аппаратно-про­граммные комплексы) «Поток-М», с помощью которых осуществляется проверка движущихся автомобилей по информационной базе угнан­ного транспорта в автоматическом режиме.

Сейчас в Москве, кроме стационарного поста на Рублевском шоссе, таким комплексом оборудованы несколько автомобилей «ГАЗель», которые работают по всем округам, спецтрассам и МКАД. Несмотря на немногочисленность этих комплексов, они довольно быстро дока­зали свою эффективность — за время их работы ими проверено более 2 миллионов автотранспортных средств и обнаружено 482 автомобиля, находящихся в розыске.

Помимо угонов, машины также проверяются и по другим параме­трам — таможенной базе, по административным нарушениям и на пред­мет, если машина и ее водитель фигурируют в протоколах ДТП и скрылись с места происшествия. Впрочем, в последнем случае, даже если радар «поймает» нарушителя, который задолжал приличную сум­му штрафов, никаких серьезных мер инспектор применить к нему не может, так как до сих пор не разработана административная база.

Для того чтобы «Поток-М» контролировал всю Москву, необходимо порядка 18 оборудованных машин. Мэрия столицы уже дала указание префектурам выделить средства на покупку таких комплексов, и уже в ближайшее время автомобили, оборудованные «Потоком», должны присутствовать в каждом округе.

Для владельцев престижных иномарок тоже нашлось утешение в виде систем спутникового слежения за автомобилем, которые могут определить местонахождение машины в любой точке, если там рабо­тает хотя бы один из сотовых операторов стандарта GSM.

Раскрываемость угонов машин, оборудованных спутниковыми систе­мами, составляет 80–96%. По статистике ГИБДД Москвы, за 5 месяцев этого года из 110 поступивших сигналов об угоне машин, оснащенных спутниковой системой, найдены 102, что составляет 92 процента. В 26 случаях удалось задержать и угонщиков.

Сейчас цена оборудования составляет примерно 1–2 тысячи долла­ров в зависимости от класса машины, абонентская плата — несколько сотен долларов в год, и предпосылок для радикального снижения цен не наблюдается. Единственным реальным механизмом для увеличения автомобилей со спутниковыми «маячками» является политика, про­водимая страховыми компаниями, которые владельцев дорогих ино­марок перед заключением договора страхования обязательно попросят установить такую систему слежения, что обойдется примерно в 1–3 тыс. долларов. Зато после этого базовая стоимость полиса автокаско может снизится на 20% и более.

Несмотря на очевидную пользу страхования, сегодня по России от угона и ущерба застраховано в среднем 12–5% автомобилей, в Москве — 25–30%.