Энциклопедия авто чайника


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля








Снятие и установка узлов двигателя на автомобиле


Головка блока цилиндров

Головка блока цилиндров снимается на автомобиле, т.е. когда не требу­ется снимать силовой агрегат, для ремонта, удаления нагара с поверхнос­ти камеры сгорания и клапанов, замены клапанов или направляющих втулок клапанов. Последовательность операций при этом следующая.

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи (массы). Автомобиль установите на подъемник или осмотровую кана­ву. Поднимите автомобиль, снимите брызговик двигателя и слейте охлаждающую жидкость из радиатора и блока цилиндров, для чего от­кройте кран отопителя и открутите сливные пробки на радиаторе и блоке цилиндров. Отсоедините приемную трубу глушителя от выпуск­ного коллектора, отвернув гайки ее крепления и болты крепления кронштейна к блоку цилиндров. Снимите кронштейн подводящей трубы водяного насоса, открутив гайки крепления к трубе и фланцу выпускного коллектора.

Опустите автомобиль, снимите воздушный фильтр, отсоединив шланги системы вентиляции картера от крышки головки цилиндров и от карбюратора и отсоединив шланг подачи теплого воздуха от забор­ника теплого воздуха. Закройте карбюратор технологической заглуш­кой или тряпкой, если таковой имеется.

Отсоедините провода от свечей и датчика-распределителя зажига­ния, от масляного выключателя индикатора давления масла и датчика указателя температуры охлаждающей жидкости, от концевого выклю­чателя и электромагнитного клапана карбюратора. Снимите дат­чик-распределитель зажигания с кронштейном крепления проводов высокого напряжения, отсоединив от карбюратора и датчика-распре­делителя вакуумный шланг.

Отсоедините от топливного насоса шланг подачи топлива, а от кар­бюратора — шланг слива. От впускного трубопровода отсоедините шланги пониженного давления к эконометру и вакуумному усилителю тормозов. От отводящего патрубка охлаждающей рубашки двигателя отсоедините шланги, идущие к радиатору, термостату и отопителю.

Отсоедините от двигателя приводы дроссельных и воздушной заслонок карбюратора. Снимите переднюю защитную крышку зубча­того ремня и крышку головки блока цилиндров.

Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и поверните по часовой стрелке коленчатый вал в такое положение, чтобы метка на маховике, видимая в люке кожуха сцепления, находи­лась против среднего деления шкалы на кожухе. При этом метка на шкиве распределительного вала должна находиться против установоч­ной метки на задней крышке зубчатого ремня.

Открутите гайку крепления оси натяжного ролика и снимите ось вместе с роликом и размерным кольцом. Затем снимите ремень со шки­ва распределительного вала.

Придерживая шкив распределительного вала от проворачивания спецприспособлением или каким-либо рычагом, вставленным в отвер­стие шкива, отверните винт его крепления и снимите с распредвала шкив со шпонкой.

Открутите гайку крепления к головке блока цилиндров задней крышки зубчатого ремня. Выкрутите болты крепления головки блока цилиндров и снимите головку и прокладку. Очистите шабером приле­гающие к прокладке поверхности головки и блока.

Устанавливайте головку блока цилиндров в обратном порядке. По­вторное применение прокладки головки блока цилиндров не допуска­ется, поэтому замените ее новой, правильно установив ее на блок цилиндров.

Если болты крепления головки цилиндров вытянулись (длина пре­вышает 135,5 мм) или дефектные, замените их новыми. Болты затяги­вайте в определенной для данного двигателя последовательности. Чтобы обеспечить надежное уплотнение и исключить подтяжку бол­тов при техобслуживании автомобилей, болты крепления головки ци­линдров затягиваются в несколько приемов.

 

Например, на ВАЗ-2109:

· 1-й прием — моментом 2 кгс/м;

· 2-й прием — 7,1–8,7 кгс/м;

· 3-й прием — доверните болты на 90°;

· 4-й прием — снова доверните все болты на 90°.

 

Для затяжки болтов крепления головки блоков цилиндров следует иметь динамометрический ключ, работающий в указанных пределах. Гайки крепления приемной трубы глушителя установите новые. Старые гайки использовать нельзя.

После установки головки цилиндров проверьте и отрегулируйте зазор в клапанном механизме, натяжение ремня привода распредели­тельного вала, привод карбюратора и момент зажигания.