Энциклопедия авто чайника


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля








Искра в проводах


Стоит запомнить, что при морозе примерно от минус 20 и ниже все слабые места в вашем автомобиле обязательно проявятся. Не думайте, что в первую очередь это аккумулятор. (Хотя искать причины молча­ния двигателя надо начинать именно с АКБ.) Однако помимо самого источника питания, причиной такой ситуации могут быть высоко­вольтные провода.

Итак, ситуация: стартер крутит, а двигатель даже не думает схваты­вать или делает это слишком неохотно. Исправность свечей и наличие искры, надеемся, определять вы умеете. Кстати, поделюсь опытом, как проверить исправность всех элементов зажигания и заодно с первого раза запустить двигатель в сильный мороз. Снимите наконечник цен­трального провода с крышки прерывателя-распределителя (он воткнут в самом центре крышки), отведите его на расстояние примерно в 1–1,5 см, но точно против гнезда, и пусть ваш помощник включит зажигание. Мощный голубоватый разряд говорит о том, что в системе зажигания проблем нет.

Общее состояние искрообразования можно определить и таким простым способом. В темноте или под пологом, накинутым на капот, при включении стартера можно увидеть свечение. По свечению низ­ковольтных выводов возле катушки зажигания можно определить, что неисправна катушка. А если под капотом просто северное сияние — меняйте высоковольтные провода.

Вообще запомните на будущее: обычная отечественная проводка больше двух лет не выдерживает. Речь идет о ПВППВ и его аналоге под индексом 40. И если вы обнаружили сияние проводов под капо­том (особенно это хорошо заметно при большой влажности), это озна­чает, что провода пробиты.

А если еще понятнее, то на вашем авто — это большие энергопо­тери. Разрушен неэластичный наружный слой проводов. Искровой за­ряд по дороге от катушки зажигания до свечей теряется. Ток убегает по поверхности проводов на массу, обходя нужную цель, а именно за­зор между электродами свечей. Поэтому двигатель и не запускается. И запускать его, как делают некоторые, от «прикуривателя» или с бук­сира — дело абсолютно безнадежное, потому что искры как не было, так и нет.

Причины пропажи искры из проводов могут быть как в перепадах температуры — сначала мороз, потом тепло в моторном отсеке, так и в особенностях элементов системы зажигания. Например, увеличен­ный зазор между электродами свечей тоже может способствовать пробою проводов. А заодно — изоляторов свечей и катушки зажига­ния. Ослабление и окисление контактов свечных проводов в большин­стве случаев тоже приводит к прожогам проводов. А также — к прожогам соединений высоковольтных проводов в крышке трамб­лера, катушке зажигания и наконечниках свечей. Эти невидимые мик­роотверстия в изоляции со временем превращаются в микротрещины, которые сводят на нет всю работу системы зажигания. Кстати, одной из причин «плавающих» холостых оборотов, тоже могут быть проби­тые высоковольтные провода.

Сейчас на автомобилях используют три вида высоковольтных проводов. В них в качестве токопроводящего может быть медный многожильный провод, углеволокно или ферромагнитный силикон с проволочным сопротивлением. Первые два вида проводов работают с дополнительным сопротивлением. Оно необходимо для защиты элек­тронного оборудования от помех высокого напряжения. Сопротивле­ние находится в наконечниках свечей либо в самих свечах. Такие свечи промаркированы латинской буквой R.

Если высоковольтная проводка имеет знак соответствия VDE, этим проводам стоит доверять. Они надежно защищают всю автомобильную электронику от помех и ложного срабатывания. А кроме того — не со­здают проблем при использовании мобильной связи, радиотелефонов, радиостанций и систем навигации.

По международной классификации DIN—ISO 3808 высоковольт­ные провода, в зависимости от качества, делят на 5 классов. Здесь учитываются такие показатели, как температурная устойчивость при старении, устойчивость к термической перегрузке, а также тип изо­ляции.

Лучшие показатели у силиконовых проводов класса F. Они явля­ются наиболее долговечными, сокращают потери энергии, устойчивы к вибрации, эффективно противостоят воздействию воды, бензина и масла. Провода такого класса и качества выпускают теперь и россий­ские производители. Стоят силиконовые провода примерно в два ра­за дороже, зато и служат намного дольше и надежней. А что в нашей автомобильной жизни может быть ценнее надежности?