Энциклопедия авто чайника

Все о бензинах


Характеристики

Основным эксплуатационным свойством бензинов является детонаци­онная стойкость. Детонация — это процесс очень быстрого сгорания рабочей смеси (взрывной) с образованием в камере сгорания ударных волн. Детонация приводит к прогоранию поршней и выпускных клапа­нов. Внешние признаки детонации — характерный металлический стук и вибрация, черный цвет отработавших газов (дым), неровная работа двигателя.

Главным признаком детонации служит резкий звонкий стук в двига­теле, который хорошо слышен с места водителя. Многие водители по­лагают, что это стучат поршневые пальцы. В действительности источником этих звуков являются вибрации деталей двигателя от дей­ствия детонационной (ударной) волны.

Основные причины возникновения детонации следующие: несоот­ветствие сорта бензина степени сжатия двигателя (слишком низкое октановое число), раннее зажигание, большое количество нагара в ка­мере сгорания, работа двигателя при полностью открытой дроссель­ной заслонке и низкой частоте вращения коленчатого вала, что бывает, например, при движении на подъеме «внатяг», когда водитель своев­ременно не перешел на низшую передачу. Длительная работа двигате­ля с интенсивной детонацией недопустима, так как это может привести к повреждению прокладки головки блока цилиндров, прогоранию поршней и клапанов. Однако незначительная детонация, которая соп­ровождается кратковременным, быстро исчезающим стуком в начале разгона автомобиля при полном нажатии на педаль дроссельной зас­лонки, считается нормальным явлением и не представляет опасности для двигателя.

Детонационные свойства оцениваются октановым числом, кото­рое, в свою очередь, определяется двумя методами — исследова­тельским и моторным. Как правило, в обозначении бензина вместе с октановым числом указывается и метод, по которому оно определено (буква И — исследовательский). Чем выше октановое число, тем больше стойкость к детонации, тем больше и возможная степень сжатия двига­теля, а следовательно, и больше мощность и экономичность.

Высокооктановые бензины получают двумя способами: сложным тех­нологическим — увеличивают долю высокооктановых компонентов при производстве (неэтилированный бензин); более простой и дешевый спо­соб — добавка к бензину тетраэтилсвинца (этилированный бензин).

В развитых странах этилированные бензины не используются.

Этиловая жидкость — это концентрат химических соединений свин­ца, и она, как и этилированный бензин, чрезвычайно ядовита, оказы­вает отравляющее действие на человека.

Используя этилированный бензин, будьте очень осторожны. Тетра­этилсвинец (а за границей еще и тетраметил свинец) существенно по­вышает детонационную стойкость. Его для этого и добавляют, но на автомобилях, оснащенных лямбда зондом и каталитическим нейтрализатором отработанных газов (катализатором), этилированный бензин использовать нельзя — свинец быстро выводит их из строя.






Содержание раздела