Энциклопедия авто чайника
Электронная отчетность


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля








Немного о свойствах масел


Теперь, когда физика процесса более или менее ясна, перейдем к соста­ву и свойствам масел. Как известно, моторное масло должно обладать определенной вязкостно-температурной характеристикой. При рабо­чей температуре в двигателе вязкость масла должна быть низкой. Тогда улучшается его прокачиваемость через зазоры между деталями, лучше отводится от них тепло, снижается трение. С другой стороны, масло с повышенной вязкостью меньше выгорает и обеспечивает более высо­кие допустимые нагрузки в узлах трения. Таким образом, вязкость мас­ла при рабочей температуре — компромиссное решение, причем имеющее одну особенность. Чем более изношен двигатель, тем более вязкое масло желательно использовать, поскольку, помимо лучшего уп­лотнения ЦПГ и снижения расхода на угар, оно уменьшает опасность выхода из строя подшипников при больших зазорах в них. Наоборот, для новых двигателей лучше масло малой вязкости, улучшающее прира­ботку и снижающее потери на трение.

При низких температурах вязкость масла не должна возрастать чрезмерно, чтобы не препятствовать запуску и предотвратить возмож­ное повреждение деталей после запуска до того момента, когда масло под давлением начнет поступать к узлам трения. В режиме граничной смазки не меньшее значение имеет смазывающая способность (масля­нистость) масла, определяемая содержанием уже упомянутых поверх­ностно-активных веществ на поверхностях трущихся деталей.

Однако и это не все. Масло в современном двигателе должно обла­дать и другими важными свойствами. Так, попадая на горячие поверх­ности деталей камеры сгорания, масло окисляется с образованием твердых и смолистых отложений, но их количество, очевидно, должно быть минимальным и определяться зольностью и коксуемостью масла. Кроме того, масло должно обладать моющей способностью, т.е. способ­ностью выносить из зазоров между трущимися деталями продукты из­носа и твердые частицы. Ну, и конечно, все указанные свойства должны сохраняться при работе двигателя длительное время, то есть масло должно иметь термоокислительную стабильность.

Для решения всех этих задач используют присадки — химические вещества и соединения, улучшающие те или иные свойства масел. Так, присадки даже в небольших количествах (3–6%) могут существенно изменять вязкость, в частности увеличить ее при больших температу­рах, а также стабилизировать зависимость вязкости от температуры, улучшать противоизносные, моющие, антиокислительные, противо­коррозионные свойства, а также препятствовать образованию пены в системе смазки.