Энциклопедия авто чайника


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля








Как не перегреть двигатель


Перегретый мотор способен на ходу перевернуть автомобиль. Это происходит так: раскаленные поршни увеличиваются в размерах, их заклинивает в блоке цилиндров (профессионалы говорят «клинит дви­гатель»), намертво блокируются ведущие колеса, и… там как повезет.

Простите за банальность, но все, что должно работать, должно работать так, как рекомендовано производителем. Можно с уверенно­стью утверждать: если двигатель грамотно отрегулирован и система охлаждения исправна, то это позволяет совершенно спокойно эксплу­атировать машину на трассе и в городском цикле при жаре под 40 гра­дусов! Разумеется, исключая простои в заторах и пробках. Вот здесь не требуйте даже от идеально исправной машины невозможного. Езда в пробках черепашьим шагом, на первой передаче, в жару доведет до кипения не только двигатель. (Это, правда, не относится к автомо­билям с механическим приводом вентилятора охлаждения, например, к вазовской классике).

В пробках следует быть особенно бдительным. Чтобы не допус­тить перегрева мотора, следить за указателем температуры охлажда­ющей жидкости надо постоянно. Ну, а если проглядели момент — запах кипящего тосола и пар из-под капота подскажут: включай ава­рийку, отталкивай авто на обочину, поднимай капот и ищи причину перегрева.

Вообще, прежде чем говорить о причинах, надо соблюсти самые простые профилактические меры.

Во-первых, необходимо периодически продувать сжатым воздухом или промывать водой под напором воздушные зазоры между трубками радиатора. Не случайно вначале упоминается о тополином пухе, ко­марах и мошках. Именно в ячейки радиатора они и забиваются. Такая «прокладка» здорово снижает эффект охлаждения, поскольку вентиля­ция уже помогает плохо.

Во-вторых, надо полностью очистить от многомесячного слоя грязи поддон масляного картера. Особенно уместно сделать это после зим­не-весеннего сезона. Кстати, для лучшего доступа при очистке поддона защиту лучше снять.

В-третьих, банальный совет: не забывайте следить за уровнем масла. И не по лампочке на панели приборов, а по рискам на щупе в блоке цилиндров. Это и надежнее в смысле контроля, и позволяет более точ­но определить — долить масла в двигатель или его там достаточно. Оптимальным уровнем можно считать уровень масла между рисками «минимум» и «максимум».

В-четвертых, не ленитесь (лучше перед каждым выездом) прове­рять уровень тосола. Имейте в виду — в жаркую погоду да еще в режиме городского движения эта жидкость имеет свойство немного испарять­ся. Мы уж не говорим — выкипать. Кстати, если в расширительном бачке вместо тосола плещется какая-нибудь бурда кофейного цвета, то вполне возможно, что вы незаметно для себя двигатель все-таки перегрели.

 

Другие варианты: тосол давно не меняли, жидкость плохого качест­ва или в системе охлаждения очень много всяких химических отло­жений. Возможно, понадобится промыть радиатор. В любом случае с этим следует разобраться конкретно, поскольку жидкость такого неес­тественного для тосола цвета уже ничего толком охладить не в состо­янии. Никогда не экономьте на охлаждающей жидкости. Качественный и вовремя заменяемый тосол на самом деле способен сэкономить авто­владельцу немалую сумму.

И непосредственно о том, как вести себя в автомобильной пробке. На себе не проверяли, но резон, который выдвигают некоторые води­тели со стажем, в этом есть. Для большего притока воздуха можно приоткрыть капот, чтоб образовалась щель. При этом следует хорошо продумать крепление крышки капота, чтобы она не распахивалась на большой скорости или при экстренном торможении.

Другой совет от «бывалых»: не перекрывать летом кран печки. В момент резкого повышения температуры охлаждающей жидкости са­мое эффективное средство — включить печку. А это в нужный момент может оказаться недоступным по причине заедания крана, течи тосола и тому подобное. Конечно, на машинах отечественного производства и так не комфортно, но подстраховаться стоит. Да, в конце концов, можно ведь и стекла в салоне опустить. Для двигателей с механиче­ским приводом вентилятора можно немного увеличить подсосом обо­роты до 1200–1500, на холостом ходу помпа более интенсивно будет гонять охлаждающую жидкость.

Всех ситуаций не предусмотреть. Судя по обстановке, можно открыть капот полностью. Например, в случае, когда нет возможнос­ти двигаться с оптимальной для остывания скоростью 40–50 км в час. На 4-й передаче, разумеется. Если есть подозрения в неисправности системы охлаждения, надо, прежде всего, убедиться в полной исправ­ности термостата. Без этого все остальные спасительные манипуля­ции — бесполезное дело. Если тосол идет по малому кругу, то никакие воздушные ванны от перегрева не спасут.

Вообще в борьбе с перегревом двигателя все средства хороши. Иные водители, страдающие от необходимости езды по забитому пробками городу, даже устанавливают перед радиатором дополнитель­ный вентилятор. Говорят, здорово помогает. Но это уже экзотика. Выполняйте то, что необходимо по эксплуатации, и все у вас будет в порядке.