Энциклопедия авто чайника

Подготовка к зиме


Эксплуатация автомобиля зимой намного сложнее, чем в любой другой период года. Как известно, зимой значительно труднее запустить дви­гатель, возрастает вероятность дорожно-транспортного происшествия при управлении автомобилем во время гололедов и снегопадов, мно­го сложностей возникает с мойкой, уборкой салона, хранением авто­мобиля и защитой кузова от соли на дорогах. И совсем уж становятся бедствием, особенно для малоопытных водителей, внезапные отказы или возникновение каких-либо неисправностей, мешающих использо­ванию автомобиля. Тот, кто испытал «удовольствие» зимой возвращать­ся к месту стоянки на буксире, да еще при отказе двигателя, наверняка запомнит такое приключение на всю жизнь.

Чтобы избежать внезапного зимнего отказа, хуже которого может быть только авария, автомобиль, особенно подержанный, надо специ­ально готовить к зимней эксплуатации. Если владелец автомобиля очень далек от техники, но, тем не менее, собирается ездить зимою, кое-что он все-таки способен сделать сам, часть же работ должен будет перепоручить специалистам. Начинать такую работу желательно перед наступлением холодов и ненастья, лучше всего в период непродолжи­тельного бабьего лета. Для начала надо вымыть моторный отсек, дни­ще и кузов автомобиля, убрать салон, багажник. Желательно также осмотреть кузов и закрасить сколы на наружном покрытии, иначе зи­мою вокруг них на эмали появятся пятна ржавчины. Эти пятна потом можно будет частично или полностью удалить, если протереть их ве­тошью, смоченной, например, моторным маслом или консервантом для защиты внутренних полостей кузова от коррозии. В дальнейшем их появление до конца зимы будет частично или полностью заблоки­ровано, но не исключено, что летом окраска в районе данных повреж­дений, даже после закрашивания скола, станет вспучиваться, легко отслаиваться, и ремонт такого очага косметической коррозии станет уже сложным делом. Снаружи вымытый и сухой кузов с закрашенными повреждениями желательно обработать одним из тех средств авто косметики, которые у вас имеются в наличии. После этого в салоне и ба­гажнике надо поднять коврики, убедиться в отсутствии влаги, а при ее наличии устранить место течи, заклеив найденное отверстие, через которое проникает вода, при помощи, например, пластилина.

Следующий этап зимней подготовки желательно делать с опытным специалистом. Необходимо осмотреть состояние защитных чехлов на шарнирах равных угловых скоростей (автомобили с приводом на все или передние колеса), защитных колпачков рулевых тяг, шаровых опор и пр. Поврежденные, которые узнаются на ощупь по чавканью в них воды с грязью, заменить. Если ко времени осмотра какое-то из указан­ных сочленений износилось, что проверяется наличием люфта или другими способами, надо заменить и его. Повреждения противошум­ной мастики на днище кузова можно не восстанавливать, особенно ес­ли большая часть металла покрыта грунтом серого цвета. На арках колес такие повреждения оставлять уже нежелательно, потому что зи­мою они будут постоянно контактировать с соленым снегом и вызовут появление коррозии. Затем попросите специалиста отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, почистить жик­леры, продуть каналы, очистить или заменить фильтры очистки топли­ва, продуть систему его подачи. Если при прослушивании двигателя обнаружен достаточно сильный стук клапанов, желательно отрегулиро­вать зазоры между кулачками и рычагами (толкателями), в противном случае из-за искажения фаз газораспределения при низких температу­рах двигатель будет запускаться значительно хуже. На автомобилях с контактной группой в распределителе зажигания надо отрегулировать зазор, или, еще лучше, установить угол замкнутого состояния кон­тактов в прерывателе-распределителе, затем выставить зажигание. На всех типах автомобилей заменить треснувшие колпачки на прово­дах высокого напряжения. Желательно на зиму установить новые све­чи, лучше всего проверенные свечи отечественного производства. Заграничные, как правило, при сильных морозах работают хуже. При отсутствии таковых очистить и отрегулировать зазор на старых. У авто­мобилей с переднеприводной компоновкой рассоедините в моторном отсеке все штекерные разъемы (начните с коммутатора), осмотрите и зачистите контакты при наличии на них продуктов разрушения за­щитного покрытия (олова), смажьте моторным маслом и установите на место, а линию разъема изолируйте от возможного попадания вла­ги при помощи изоляционной или любой другой клейкой ленты. За­тем надо привести в порядок аккумулятор, по меньшей мере долить в банки до нужного уровня дистиллированную воду, слегка зачистить и смазать выводы, закрепить клеммы. Если необходимо, отрегулировать свободный ход педали сцепления. На вентиляционные решетки над коробкой воздухо притока у классических автомобилей желательно ус­тановить пластиковые защитные кожуха, которые не позволят прони­кать туда снегу во время снегопадов и метелей. В крайнем случае можно их заглушить кусочками тонкого картона. У автомобилей со щелью между задней кромкой капота и передней частью рамы ветрового ок­на также надо исхитриться и заглушить эту щель, иначе каждая ваша поездка начнется с того, что придется выгребать из коробки воздухо­притока сугробы снега. Если этого не делать, снег и куски образовав­шегося из него льда могут доставить вам массу неприятностей. Подготовьте, но пока не надевайте чехол на решетку радиатора. Сде­лать это необходимо с наступлением холодов, одновременно с пере­становкой крышки корпуса воздухоочистителя в зимнее положение в случае, если у вашего автомобиля нет автоматического или рычажно­го переключения каналов воздухозабора. На такую подготовку авто­мобиля к зиме, если не приходится без особой сноровки и хороших приспособлений менять защитные колпачки и сами изношенные шарниры, обычно достаточно двух, максимум трех дней неспешной работы. Специализированная мастерская справится с этим делом за не­сколько часов.

Переходя к решению других проблем зимней эксплуатации, надо отметить, что ранее, в общих чертах, мы уже познакомились с запуском двигателя при низких температурах, однако данная тема рассматрива­лась безотносительно модели и состояния автомобиля. Подразумева­лось, что запускается только что купленный автомобиль, новенький, «с иголочки», и совершенно исправный, который не успел претерпеть тех изменений, которые накладывают на него эксплуатация и условия хранения. Наибольшие трудности вызывает зимний запуск двигателя автомобиля, который эксплуатировался в осенне-зимний период, а за­тем длительное время простаивал. Если по каким-то причинам вы не пользовались автомобилем несколько месяцев и собираетесь запус­тить его поворотом ключа в замке зажигания — вы большой оптимист, ну, а если автомобиль при таком отношении к нему все-таки заведется — произойдет чудо. Поэтому, придя после долгого перерыва в эксплуа­тации автомобиля в гараж или на стоянку, не теряйте зря времени и не сажайте аккумулятор, откройте капот, сметите с подкапотных де­талей пыль или снег и принимайтесь за дело. Протрите провода вы­сокого напряжения, катушку зажигания, крышку распределителя зажигания как внутри, так и снаружи. Выверните свечи, почистите электроды, проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор меж­ду их контактами.

Если у распределителя зажигания есть контактная группа — надо слегка зачистить надфилем и протереть контакты чистой ветошью. Желательно, при ее наличии, заводной рукояткой провернуть колен­вал на несколько оборотов, подкачать вручную топливо и только пос­ле этого начинать запуск по ранее описанной процедуре.

 




Содержание раздела