Энциклопедия авто чайника


  К началу
  Энциклопедия авто чайника
  Автоликбез
  Основы мастерства
  Как общаться с инспектором ГАИ
  Самоучитель безопасной езды
  Тюнинг автомобильных двигателей
  Школа вождения автомобиля








Особенности зимнего вождения 2


Если попытаться сформулировать требования к водителю, который максимально безопасен зимой, они, на наш взгляд, должны состоять из следующих пунктов:

Водитель должен знать коварство зимней дороги, в том числе места, особенно грозящие опасностью.

Должен быть грамотным с точки зрения тактики и стратегии дорожного движения.

Должен уметь и с удовольствием ездить по скользкой дороге, в том числе и в режиме заноса.

 

Эти три качества каждый водитель может развить в себе самосто­ятельно, по крайней мере до такого уровня, что езда по жесточайшему гололеду если и не будет доставлять ему наслаждения, то, по крайней мере, не будет вызывать боязни и дрожи в руках.

Что касается потенциально опасных участков на зимней дороге, они, как нетрудно догадаться, находятся в непосредственной близо­сти от светофоров, въездов на главную дорогу на нерегулируемых пе­рекрестках, в районе остановок и прочих местах, где индивидуальный и общественный транспорт притормаживает, останавливается или на­чинает движение. Подъезжать к ним или проезжать такие участки надо с максимальной осторожностью, поскольку они не только отполирова­ны шинами тормозящих и набирающих скорость автомобилей, но и, как правило, отличаются наличием большого числа пешеходов. Будьте осторожны, двигаясь по расчищенной и сухой главной дороге после прошедшего несколько дней тому назад снегопада в районе примыка­ния второстепенных улиц и, если выезжающий с них транспорт не­ожиданно пересекает дорогу — не удивляйтесь и уступите ему сами, несмотря на ваше явное преимущество. Скорее всего подъезжающие к главной дороге автомобили просто не могут вовремя остановиться на укатанном до блеска ранее выпавшем и неубранном снегу. На заго­родных дорогах скользкие участки встречаются в зоне снежных пере­метов на опушках леса, в разрывах придорожных лесозащитных насаждений, на развилках и перекрестках дорог, а также до и после крутых поворотов, перед которыми многие водители притормаживают, а затем увеличивают скорость движения.

Учитывая особенности зимней езды, стратегия дорожного дви­жения не должна быть примитивной, а в тактическом отношении водитель не должен быть столь безмятежен, как летом. Под этим под­разумевается, что нужно значительно больше опасаться других участ­ников движения. Нельзя считать, как это позволительно летом, что достаточно быстрый и далекий пешеход успеет перейти дорогу до ва­шего прибытия — ведь не исключено, что он тут же может поскольз­нуться, упасть и в итоге окажется у вас под колесами. Опасен даже стоящий на обочине человек — и он может, сделав неосторожное дви­жение, соскользнуть под колеса с того валика снега, с которого соби­рается спуститься на проезжую часть. Поскольку любое встречное или впереди идущее транспортное средство из-за условий движения или ошибки водителя может развернуться и оно потенциально спо­собно помешать вашему движению — держитесь от всех подальше и готовьтесь в случае необходимости не просто останавливаться на про­езжей части, а поменять стратегию движения, например, заблаговре­менно уйти от возможной или явной опасности столкновения в снег обочины или кювета, чтобы сохранить прежде всего своих пассажи­ров и себя, а также защитить хотя бы снегом свой автомобиль. Если вне дороги не окажется твердых предметов, ваш автомобиль также не пострадает даже при контакте со слежавшимся снегом на доста­точно высокой скорости соударения. Совершая на скользкой дороге обгон, предварительно подготовьте себе хотя бы один запасной ва­риант ухода от столкновения на случай, если обгоняемый вольно или невольно станет мешать вам, а если ничего не получается, воздержи­тесь от обгона.

Известно, что мастерство в любой области деятельности представ­ляет собою сплав опыта и навыков. Не является исключением и приоб­ретение мастерства водителя, но если на летней дороге от водителя не требовалось каких-то специальных навыков вождения, за исключе­нием освоения навыка прерывистого торможения, иное дело приобре­тение опыта зимней езды. Чтобы научиться уверенно ездить по зимней дороге, нужно постараться понять, хотя бы на основе ранее изложен­ного в этой книге материала, технику гашения заносов и вождения ав­томобиля по скользкой дороге, а затем отработать ее практически на специально подобранной площадке. Так как достаточно просторную, очищенную от глубокого снега площадку зимой найти нелегко, мож­но воспользоваться любым пятачком, который позволяет хотя бы один поворот выбранной тренировочной трассы расположить таким обра­зом, чтобы он находился на достаточном удалении от тех границ пло­щадки, в сторону которых может сносить на повороте потерявший управление автомобиль. Если имеется возможность потренироваться на просторной площадке, желательно наметить себе несколько типов трасс, например, широко распространенные на соревнованиях по ав­тослалому восьмерку и змейку, а также кольцевую трассу ипподромного типа с прямолинейными участками между закруглениями.

Выезжая на тренировку, неплохо иметь напарника с секундомером, который смог бы фиксировать время прохождения каждого заезда, состоящего из нескольких кругов. Главная цель таких тренировок да­же не в том, чтобы научиться держать автомобиль в режиме контро­лируемого заноса, а в том, чтобы, особенно на первых порах, научиться не глазами, а телом ощущать начало, направление и интенсивность за­носа и приучить себя на основе этих ощущений автоматически пово­рачивать руль для его гашения. Неумелые водители при выправлении заноса страдают потому, что не предпринимают мер по его ликвида­ции до тех пор, пока глазами не убедятся, что их понесло, а к этому времени предпринимать какие-то действия, как правило, поздно.

Первые несколько лет подобные тренировки нужно проводить по нескольку раз за зиму, впоследствии, по мере приобретения води­тельского стажа, достаточно будет и одного раза. Совершенно отказы­ваться от них, по-видимому, никогда не следует. Для одной тренировки достаточно часа и, уверяем вас, самочувствие после нее на той же самой скользкой дороге станет совершенно другим. Тем, кто беспоко­ится, что во время тренировки можно испортить шины, можно посо­ветовать перед заездами тщательно осмотреть площадку и убрать с нее вмерзшие в лед камни и другие предметы. Износ шин после часовой тренировки на льду или укатанном снегу будет не больше, чем от рядо­вой летней поездки такой же продолжительности.