Энциклопедия авто чайника

Почем права?


За последние четыре года автомобильный парк в нашей стране вырос в полтора раза. Желающих научиться водить прибавилось в той же пропорции. Дабы обеспечить спрос предложениями, автошколы нача­ли расти, как грибы после дождя.

Многие автошколы чуть ли не открыто предлагают посредниче­ские услуги по покупке водительских прав. И почти все обещают по­кровительство «своих людей» при сдаче экзаменов в ГИБДД. Но так ли все это просто, как кажется? Еще до прошлого года контроль «за прохождением учебных программ в полном объеме, сдачей внутрен­них экзаменов, порядком выдачи свидетельств об окончании автокур­сов» лежал на плечах ГАИ. В 1998 году приказом № 860 МВД России эти контролирующие функции с Госинспекции были сняты. И теперь автошколы зажили самостоятельной жизнью. При этом процент сдачи экзаменов в ГИБДД с первого раза сразу заметно упал.

Что неудивительно. Оставшиеся «без присмотра» педагоги авто­школ бросились всеми правдами и неправдами зарабатывать деньги. Стоимость обучения ныне колеблется от полутора до трех тысяч руб­лей. Но во многих школах в эту стоимость не входит вождение. То есть за каждый час за рулем вы платите дополнительно по пятьдесят рублей. Должного уровня образования за эти деньги вы, однако, не получите. Из положенных 28 часов вождения с вами наездят, в лучшем случае, 16.

Кстати, сроки обучения тоже колеблются от полутора до трех меся­цев. Но если за три месяца вполне реально чему-то научиться, то с обе­щанными полутора — отдельная история. Сначала вам скажут, что все автоплощадки забиты машинами, поэтому вместо двух раз в неделю занятия будут проводиться один раз. Потом выяснится, что часы за­нятий подорожали и их несколько сократят. Потом — что ГИБДД пе­регружена, потом еще что-нибудь, еще и еще. И таким образом ваши полтора месяца плавно преобразуются в те же три. Само собой, жела­ющих научиться водить за полтора месяца гораздо больше. Кому охота лишнее время терять. А при подобном подходе главное — набрать побольше учеников.

Еще один интересный момент — это внутренний экзамен, то есть тот, что сдается в автошколе. Пожалуй, этот экзамен будет постраш­нее, чем в ГИБДД: за малейшую ошибку — пересдача. Объясняется такая строгость «автопедагогов» просто: пересдача обойдется ученику в лишних 150–200 рублей. Завалив первый экзамен, вам волей-неволей за те же пятьдесят рублей в час придется позаниматься дополни­тельно.

Но вот внутренний экзамен сдан. И впереди экзамен в ГИБДД. По­нятно, что перед столь ответственным мероприятием новичка охваты­вает мандраж. У него трясутся коленки, сосет под ложечкой — в общем, все признаки крайнего волнения налицо. Многие инструктора этим пользуются и не преминут вам заметить, что страшнее зверя, чем ин­спектор, не найти. Конечно, тут же вас предупредят, что не заплатив (долларов 200–300) — не сдашь. При этом ваш инструктор готов высту­пить этаким посредником в деликатном деле — передачи денег автоин­спектору. И многие соглашаются на такую сделку: находят требуемую сумму, передают ее инструктору. Вроде как и взятки не давал, и самому спокойнее. Да и проверять, куда пошли деньги, никто не будет.

Между тем способов борьбы со спекулянтами, специализирующи­мися на ГИБДД, у нас нет. Ведь для их наказания нужны письменные заявления потерпевших, которых тоже нет. И тоже по вполне понят­ным причинам: страшно, а вдруг напишешь — и точно не сдашь.

Вот и пользуются подобным положением нечистые на руку «авто­учителя». Нагнетают атмосферу, запугивают и без того запуганных учеников.

На самом деле не так страшен инспектор, как его малюют в авто­школах. И те, кто выполнил все, что требовалось, благополучно полу­чили права. Ну а те, кто не сдал, отправились на переэкзаменовку. Впрочем, если не пройдешь с первого раза — ничего страшного в этом нет, придешь через неделю. Пересдача теории обойдется в пять рублей, вождения — в десять. При этом в количестве попыток ты не ограничен.

Конечно, не все школы специализируются на халтуре и коммер­ции. В «честных» все суммы включены в общую стоимость, не надо дополнительно платить за сдачу внутреннего экзамена, с вами добросо­вестно откатают положенные 28 часов, причем на нормальных маши­нах. Но как найти именно такую школу?

 




Содержание раздела