Энциклопедия авто чайника

преодолении сложных участков оказывают


Большую помощь в преодолении сложных участков оказывают раз­личные приспособления на ведущих колесах: цепи, браслеты, скобы разных конструкций. Эффективным и, вероятно, самым простым при­способлением для преодоления буксования является металлическая сетка с ячейками размером 20 x 20 мм, которую подкладывают под ко­леса. Две полосы такой сетки размером 0,4 x 1,5 м несложно разме­стить в багажнике.

Каждый водитель должен знать, что чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя и резче включена трансмиссия, тем ско­рее начнется пробуксовка ведущих колес. Чтобы избежать этого, нуж­но научиться «чувствовать» двигатель. Это, пожалуй, самое трудное — найти и поддерживать оптимальный режим, который во многих случа­ях обеспечит успех.

Как этому можно научиться? Только с помощью тренировки. Езди­те по укатанному снегу на первой передаче. Попробуйте медленно, а затем быстрее увеличивать частоту вращения коленчатого вала с по­мощью педали акселератора. Автомобиль сначала будет разгоняться, потом в какой-то момент скорость его начнет снижаться, а двигатель «взвоет» без вашего вмешательства. Это будет означать, что одно или два ведущих колеса пробуксовали (заскользили) и, поскольку сила со­противления их вращению резко снизилась, возросла частота враще­ния коленчатого вала двигателя.

Теперь повторите маневр, внимательно «слушая» двигатель. Как только частота вращения коленчатого вала начнет произвольно повы­шаться, плавно уберите «газ», перейдите на вторую передачу и снова разгоните автомобиль.

В процессе тренировки вы заметите, что автомобиль чутко отзы­вается не только на изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя, но и на манипуляции педалью сцепления. Стоит чуть резче отпустить ее, тут же последует пробуксовка колес. Преодолевая труд­ный участок, лучше вообще не трогать эту педаль, чтобы не появилась причина остановки. Если в конкретной ситуации без сцепления не обойтись, включать и выключать его нужно плавно и осторожно, ориентируясь на частоту вращения двигателя.

Частота вращения коленчатого вала должна быть постоянной и при движении по скользкой дороге. Не забывайте, что всякое изменение режимов работы двигателя может вызвать непредвиденную и нежела­тельную остановку. Неприятно, когда на пути возникает участок рас­кисшей дороги, да еще с глубокой колеей, ибо вытащить автомобиль, осевший на мост или днище, — почти искусство.

В самом деле, в других случаях бывает достаточно толкнуть его или взять на буксир. Здесь же такие действия могут привести к поврежде­нию узлов и деталей, расположенных под днищем. Встретив такой раз­мытый участок дороги, необходимо сначала тщательно его обследовать и, если требуется, подготовить для благополучного преодоления. Ког­да колея слишком глубока на длинном отрезке пути, стараются, чтобы она оставалась между колесами.

Проехать по твердым и широким гребням нетрудно, а вот по мяг­ким и узким — очень сложно. Чтобы не съехать с гребней в глубокую колею, лучше, когда колеса одной стороны будут на колее, а другой — на обочине. В таком положении намного легче держать нужное направление, поскольку колеса, идущие по колее, почти не требуют управления.

Предостережения, несомненно, полезны. Но как быть, когда авто­мобиль все же сел на грунт? Прежде всего нужно выйти из машины и осмотреться. В зависимости от причин и конкретных дорожных ус­ловий следует принять необходимые меры. В большинстве случаев целесообразно подать автомобиль назад. Если не получается, необ­ходимо попытаться поднять его с помощью домкрата и убрать «лиш­нюю» землю.

Особое внимание надо уделить установке домкрата, поскольку место для него часто бывает неподходящим, — грязь или песок. Под пяту домкрата обычно кладут доску, плоский камень, но с таким расче­том, чтобы верхняя часть домкрата находилась от дверей автомоби­ля на расстоянии 0,15–0,20 м, иначе при полном подъеме домкрат повредит ее.

Лишь в одном случае домкрат можно заменить буксиром без риска повредить автомобиль, когда передние колеса попали в ров или яму. В этом случае торец бревна или связанные буквой X две жерди подстав­ляют под буксирный трос, наклонив их в сторону автомобиля. При на­тяжении троса передняя часть приподнимется и автомобиль прод­винется вперед.

Последняя преграда на тернистом пути — водная. Вероятно, нет необходимости говорить о том, что «не зная броду, не суйся в воду». А если все-таки сунулись, двигайтесь медленно. Неприятности могут начаться, если вода зальет прерыватель-распределитель и катушку за­жигания, свечи или еще хуже — попадет в выхлопную трубу. Если дви­гатель замер по вине распределителя, свечей или катушки, их можно вскрыть, вывернуть и протереть или обдуть струей сжатого воздуха из насоса. Эти операции неприятно выполнять, стоя в воде, но все же это выход. Остановившийся в воде двигатель с залитой выхлопной трубой глушителя пускать бесполезно. Надо вытащить автомобиль на берег и удалить из трубы воду, въехав на пригорок.

Преодолевая серьезные водные преграды, помните, что высокая скорость отнюдь не гарантирует безопасный проезд, и в первую очередь для двигателя. Вода может попасть во впускной коллектор, а там недалеко и до цилиндров. Если ее много, гидро удар неизбе­жен. Вода, в отличие от воздуха, несжимаема: поршень со всего хода ударится в воду, будто в стену, и давление в цилиндре превысит норму в несколько раз.

Погнутые или сломанные шатуны — результат неудачного форсиро­вания водной преграды.

Бывает, что двигатель (если обороты невысоки) может просто оста­новиться. Попробуйте пустить его стартером. Если не получается, выверните свечи и проверните коленчатый вал.

Вода выйдет из цилиндров через отверстия, и двигатель можно пустить. Если возник стук в блоке, значит, повреждены шатуны и мо­тор нужно немедленно остановить. Если все обошлось — вам очень повезло.

Проехав по воде, уровень которой достигает тормозных бараба­нов, обязательно просушите тормоза. Для этого немного натяните рычаг ручного тормоза. На эту операцию обратите особое внимание.

Рассмотренные ситуации, конечно, не дают представления обо всех случаях, возможных там, где дорога не благоустроена. Как показыва­ет опыт, знания, сообразительность и находчивость помогают найти выход из любых положений.



 




Содержание раздела