Энциклопедия авто чайника

Езда по бездорожью


Каждый человек любит общаться с природой, но обязательно встре­чает на своем пути препятствия, которые без определенного навыка не преодолеешь. Если нет опыта, приходится тратить много времени и сил, чтобы проехать сотню, а то и десяток метров. Это могут быть снежные или песчаные заносы, брод или глубокая лужа, скользкий подъем или косогор, размытая дорога или дорога с глубокой колеей. Умение приходит со временем, а сократить его поможет знание ос­новных приемов, найденных водителями и подсказанных самой жиз­нью. Способность преодолевать то или иное препятствие ограничена рядом факторов: тяговым усилием, которым располагают ведущие ко­леса; сцеплением их с грунтом; расстоянием от опорной плоскости колес до низшей точки автомобиля (дорожный просвет), высотой рас­положения и защищенностью узлов, которые боятся воды (распреде­литель, катушка зажигания, свечи и выхлопная труба). Несколько слов следует сказать об усилии на ведущих колесах.

Существуют такие понятия, как крутящий момент и передаточные числа трансмиссии. Эти параметры заложены конструктором. Изме­нять их оптимальные значения может каждый водитель, варьируя ча­стоту вращения коленчатого вала двигателя и включая ту или иную передачу. Когда же приходится использовать максимальное значение этих параметров? При движении по мягкому грунту, когда колеса по­гружаются глубоко, но не буксуют. Вот перед задними и передними ко­лесами образовались валики. Колеса их частично подминают, частично толкают перед собой. На эту работу тратится почти вся энергия дви­гателя. Когда она иссякнет, частота вращения коленчатого вала дви­гателя и скорость автомобиля снижаются, несмотря на усиленное нажатие на педаль акселератора. В трансмиссии возникают рывки. Автомобиль в изнеможении затихает, не в силах побороть сопротив­ление. Что можно предпринять в такой ситуации? Прежде всего, сле­дует максимально облегчить автомобиль, высадив пассажиров или сняв груз. Затем нужно плавно отъехать назад и так же плавно, разогнав­шись, «протаранить» образовавшееся препятствие.

Если вы застряли в грязи или в снегу на машине с автоматической коробкой передач, не пытайтесь раскачивать забуксовавшую машину.

Прежде всего разберемся, что следует понимать под термином «рас­качка». Каждый, кто когда-нибудь вытаскивал застрявшую машину, зна­ет, что, если не удалось это сделать с первого раза, следует ее толкать синхронно с собственной частотой колебаний в накатанном углубле­нии. Амплитуда движений при этом возрастает, и в какой-то момент колеса перекатываются через препятствие.

Такого же результата можно достичь, если синхронно с раскачива­нием автомобиля переключать первую и заднюю скорости, «под­талкивая» его двигателем. Поскольку период собственных колебаний застрявшей машины редко превышает секунду, работать рычагом ко­робки передач приходится с максимальной интенсивностью. Но меха­ническая коробка тем и хороша, что включается практически мгновенно. «Автомат» же более «задумчив», после перевода рукоятки селектора ему необходимо несколько десятых долей секунды. Некото­рые конструкции позволяют сократить этот промежуток, увеличив обо­роты двигателя еще до полного соединения передачи. Но при этом включение передач происходит более жестко, а нагрузка на фрикци­оны коробки многократно возрастает.

Часто выбраться из глубокой колеи мешают повернутые передние колеса. Иногда достаточно установить их прямо, чтобы автомобиль сдвинулся с места. Иногда, чтобы выехать из глубокой колеи, недоста­точно повернуть колеса. В этом случае надо лопатой прокопать поло­гий выезд спереди или сзади по ходу движения автомобиля.

Подъезжая к труднопроходимому участку дороги, постарайтесь вспомнить, что чем больше инерция автомобиля, чем выше частота вращения коленчатого вала двигателя и ниже передача, тем большее сопротивление может преодолевать автомобиль. Поэтому, заранее оце­нив серьезность препятствия, найдите такой режим движения, чтобы проскочить весь участок с ходу. Конечно, на пути может встретиться такой грунт, песок или снег, что колеса увязнут по ступицу и автомо­биль сядет на днище. Чтобы этого не случилось, предварительно по колее следует уложить все, что попадется под руки: доски, ветки, кам­ни. В крайнем случае, когда попадется очень вязкий грунт, а попытки выбраться собственными силами малоэффективны, лучше, чтобы не повредить автомобиль, прибегнуть к помощи буксира, лебедки или домкрата.

С помощью ручной лебедки можно довольно быстро вытащить застрявший автомобиль массой до 1 т. Сельским жителям, охотникам и рыболовам, чей путь обычно не ограничивается асфальтом, такая лебедка просто необходима. Она способна прийти на помощь автомо­билю, застрявшему на скользком подъеме, в реке или глубокой луже. Опорой для лебедки (если она не имеет специального устройства) может служить дерево, кол, лопата и даже монтажная лопатка из шо­ферского инструмента.




Содержание раздела