Энциклопедия авто чайника


Отработка навыков торможения


Целесообразно учиться торможению на площадках с пониженным коэффициентом сцепления (0,1–0,2), так как именно на скользкой по­верхности наиболее наглядно проявляется неумелое торможение. Оно приводит либо к длительному скольжению, либо к заносу и потере управляемости.

Вначале обучаемым рекомендуется попробовать тормозить с пол­ной блокировкой колес, затем прерывистым и ступенчатым способами, чтобы наглядно продемонстрировать недостатки торможения с полной блокировкой колес.

Для этого на скользкой площадке водитель разгоняет автомобиль до 50–60 км/ч и от обозначенной линии прикладывает к педали тормо­за максимальное усилие, вызывая блокировку колес. С помощью вешки отмечается остановочный путь.

Затем обучающий демонстрирует учащемуся прерывистый и ступен­чатый способы торможения и уменьшение остановочного пути при ис­пользовании этих способов. Учащийся с помощью тренировок должен овладеть наиболее эффективным способом торможения на скользких покрытиях — ступенчатым. Сразу после этого его обучают комбиниро­ванному способу торможения, когда используется прерывистый или ступенчатый способ с одновременным переключением передач в нисхо­дящем порядке.

После овладения различными приемами торможения обучаются технике трогания и разгона на скользких участках, сначала на горизон­тальных, затем с подъемом. Упражнение вырабатывает навык плавной работы педалью сцепления и дросселей, а также чувство начала пробук­совки ведущих колес.

Затем переходят к отработке комбинированных маневров тормо­жения и поворота, объезда препятствий сначала на покрытии с нор­мальным коэффициентом сцепления, затем с пониженным. По мере овладения данным навыком постепенно увеличивают скорость вплоть до появления заноса. В экстремальных ситуациях могут помочь допол­нительные, чисто спортивные, приемы торможения. Одним из таких приемов является комбинированное торможение, когда, кроме им­пульсной работы педалью тормоза (ступенчатое торможение), осуще­ствляется быстрое последовательное переключение на низшие передачи. При этом обязательно надо научиться делать перегазовку при переходе на низшие передачи, не прерывая торможения. Для это­го стопа правой ноги левой частью нажимает педаль тормоза, а пра­вой — педаль подачи топлива. Это очень сложное движение ноги необходимо вначале отработать до автоматизма на тренажере. Такой прием уменьшает возможность блокировки колес при комбинирован­ном торможении и улучшает стабилизацию движения автомобиля.

При экстренном торможении на дороге с неоднородным коэффи­циентом сцепления (например, на покрытии типа лед — асфальт — лед) более подойдет прерывистый способ торможения: на участках с нор­мальным коэффициентом сцепления — полное нажатие педали тормо­за, на участке гололеда — полное опускание педали, повторять такие действия нужно несколько раз до остановки автомобиля.

На очень скользкой дороге, когда при малейшем торможении коле­са мгновенно блокируются, опытные спортсмены используют особый прием торможения: правой ногой чуть нажимают педаль подачи топ­лива, а левой — педаль тормоза. Увеличение подачи топлива с одновре­менным торможением уменьшает возможность блокировки ведущих колес и тем самым повышает общую устойчивость автомобиля при торможении. Тормозить левой ногой непривычно, неудобно, она не­достаточно чувствует педаль, поэтому такое торможение удается лишь после длительных тренировок на тренажере и автодроме.

 




Содержание раздела