Энциклопедия авто чайника

Отработка действия в опасных ситуациях


Для этих целей используются либо автомобили-лидеры с опытным инструктором, имитирующие опасные ситуации, либо специальные технические средства, расположенные по маршруту движения и моде­лирующие опасные ситуации.

В зависимости от условий и способов моделирования рекомендует­ся отрабатывать следующие опасные ситуации: внезапное торможение автомобиля-лидера, внезапная смена автомобилем-лидером направ­ления движения, групповое взаимодействие автомобилей, внезапное перестроение автомобиля-лидера.

Такие ситуации создаются при помощи радиокоманд и включения соответствующих сигнализаторов и указателей по маршруту движения (внезапное включение надписи «Стоп», красного сигнала, указателя движения влево- вправо и т.п.), требующих экстренного выполнения определенных маневров.

Для отработки навыков движения по скользким дорогам и в услови­ях плохой видимости рекомендуется имитировать следующие опасные ситуации: движение по скользкой дороге, попадание в занос, съезд на скользкую обочину, движение в условиях ограниченной видимости, ослепление водителя встречным транспортом.

Для этого на автодроме необходимо иметь участки с низким коэф­фициентом сцепления (0,1–0,2). Зимой это плотно укатанный снег или созданные обледенелые участки, летом площадки смачивают мыльной или жировой эмульсией либо используются специальные синтетиче­ские покрытия с низким коэффициентом сцепления. Для имитации условий ограниченной видимости в светлое время суток используются дождевальные установки, парогенераторы, дымовые завесы. Искусст­венное ослепление водителя можно вызвать прожектором, фарой-ис­кателем.

Полезно отрабатывать ситуации стабилизации автомобиля после отрыва колес от поверхности дороги, потери управляемости из-за уво­да, выноса. Такие ситуации можно искусственно создать с помощью трамплинов, участков с волнообразной укладкой асфальта, продольными колеями, расположенными под углом к направлению движения, и т.п.

На автодромах с помощью вспомогательных технических средств и других автомобилей можно отрабатывать ситуации помех движению: внезапное трогание автомобиля со стоянки, неожиданное появление пешехода, внезапное сужение проезжей части, встречный разъезд на узких участках, внезапное появление препятствия на пути движения. Для этого используются специальные транспортные средства, макеты, манекены с электромеханическим приводом и т.п.

В США создан тренажерный комплекс для обучения навыкам ук­лоняющих маневров. На автодроме имитируется перекресток, разме­чены полосы движения, элементы перекрестка, установлены экраны для частичного ограничения видимости водителя в поперечном на­правлении.

Для создания конфликтных ситуаций используются макеты авто­мобилей в натуральную величину из папье-маше и стироформа массой около 30 кг. Для их передвижения сделаны специальные пути и ката­пульты. Водитель во избежание столкновения с внезапно появляющим­ся на его пути автомобилем-макетом должен выполнить экстренный маневр (торможение с поворотом, объезд, ускорение и т.п.). Практи­ка использования данного комплекса показала его высокую эффектив­ность, в среднем за несколько недель у обучаемых вырабатывались защитные навыки, которые обычно приобретаются годами.






Содержание раздела